Монархическая идея Иоанна Грозного

Монархическая идеяИзвестный историк Сергей Михайлович Соловьев, не питавший симпатий к Иоанну Грозному, все-таки отметил его звание первого русского царя. При этом Соловьев утверждал, что Иоанн Васильевич был первым царем не только потому, что первым принял на себя царский титул и над ним свершилось помазание на царство по полному византийскому обряду. Иоанн стал первым русским государем, который первым вполне осознал значение власти царской, первым составил ее теорию.
Точнее можно сказать так – именно Иоанн Грозный первым сформулировал значение власти царской и в этой формулировке, он, благодаря своим интеллектуальным способностям, ее сформулировал более точно, чем предшественники. Не случайно Иоанн Грозный современниками характеризуется, как человек «чудного разумения» и в книжной науке он «почитания доволен и многоречив». Да и в ратных делах «дерзостен и за свое Отечество усердный стоятель».
Как же понимал Иоанн IV царскую, а если говорить шире – монархическую государственную идею, которую ярко выразил в письмах к Андрею Курбскому. Государственное монархическое правление должно, по Грозному, представлять стройную систему.
Князь Курбский, как представитель боярского аристократического правления, считал, что главное в правлении личные качества «лучших людей». Иоанн же к этому относился, как к политической незрелости. Он утверждал, что никакие лучшие качества правителей не помогут, когда нет правильного «устроения», если власти и госучреждения не будут работать системно. И писал об этом так: «Как дерево цвести не может, если засыхают корни, так и государство, если нет в нем благого устроения, не процветет». Но что же нужно для устроения государства? Православная вера и Божья помощь. Нельзя думать, что Христос управляет только небом, а на земле управляют цари, а преисподней управляет сатана. «Я же, верую, — писал Грозный, — всем Христос обладает: небесным и земным и преисподним. И эта Высшая, Божественная власть отражается и на государственном «устроении», для чего благословляет власть царя. То есть монархически идея для Грозного имеет христианскую основу. С этой точки зрения, власть Западных царей настоящей властью не являются. «О безбожных людях, что и говорить! Потому что они все своими царствиями не владеют. Они поступают так, как им повелят подданные, бояре да вельможи. А самодержцы российские сами владеют царством, а не бояре, да вельможи». Но царство им дается Богом, а не народом, не многомятежной толпой. «Богом царствуют цари и сильные правду пишут» – говорил Иоанн Грозный.

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.