Царь, как епископ

Царь, как епископКомпетенция Земских соборов, была достаточно универсальная – решение важнейших политических, финансовых и экономических проблем. Но главное – это деятельная связь царя, элиты государства и народа. Особое место в этом занимало установление отношений царской власти и Церкви, а конкретнее отношение светского государственного управления и управления церковного. Этот вопрос чаще всего освещается негативно. Историки считают, что церковное управление на Руси находилось в зависимости от власти светской. Но ели мыслить логически, то в любом государстве общественные структуры должны подчиняться властям. С другой стороны русские цари, как Божьи Помазанники, согласно закону были «внешними епископами Церкви». Епископ – значит управляющий. Поэтому в ведении царей были некоторые церковные дела, которые решали только они – например созыв церковных соборов. Но у русских царей никогда не было незаконных посягательств на права Церкви.
«Епископ внешних церковных дел» — это исключительно правильная характеристика места царя в симфонии властей. Ведь Царю, или Императору православного государства помимо управления страной вменяется в обязанность христианизация общества. Не случайно царь также, как и епископ помазуется миром в церковном алтаре. Миропомазание на царство — это не просто знак легитимизации царской власти, а церковное таинство. Оно налагает на царя определенное в рамках светского закона церковное служение. Это очень важный момент. Через помазание Церковь поставляет своего члена руководителем на церковное служение – на христианское преображение социума. А царская власть — это только инструмент для воплощения этой цели. Первыми «епископами внешних дел Церкви» были святой равноапостольный император Константин Великий, и император Юстиниан. Очень важно отметить, что они административно не подчинялись церковной иерархии, они действительно были епископами, равноправными с остальными епископами. Вернее, как христиане, они духовно подчинялись Церковным установлениям и указам Патриарха, но в административном плане – все епископы, в том числе и Патриарх, были подчинены Царю как своему верховному Государю. И, тем не менее, между Царём и Патриархом были установлены паритетные взаимоотношения, а вернее — соборные. И поэтому иногда допускается определенное вмешательство в деятельность друг друга. Собственно это и являлось основой симфонии властей – царской и церковной, которой не было ни в одном государстве мира.

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.