Как сочетались соборы, монархия и народность

Соборы, монархия и народностьЗемские соборы, которые, как форму симфонии монархической и демократической власти учреждал царь Иоанн Грозный увенчались самым знаменательным собором 1613 года, что состоялся для выбора на царский престол царя из рода Романовых, которым стал Михаил. Это было самое большое в то время собрание, в котором участвовали не менее 700 человек, причём 277 человек поставили свои подписи под решениями собора, то есть напрямую участвовали в избрании царя. Этот знаменательный собор был созван для того, чтобы выразить мнение как можно значительного количества избранных от народа участников, или же, как тогда говорили – обозначить голос «всей земли».
При этом вопросы, которые на нём обсуждались, были направлены не только на избрание царя, но и на будущую политическую и экономическую жизнь русского государства. Потому он продолжался долго — более месяца. И что интересно – участники собора хотя и имели все полномочия для решения всех вопросов, но свои решения все-таки посылали в крупные города для утверждения местной властью. Это единственный в политической истории всех стран случай.
Избранный на Соборе Михаил Романов продолжил практику созыва соборов. За время его царствования было созвано целых пять соборов. И его наследник Алексей Михайлович важнейшие государственные дела решал соборными совещаниями. Так собор 1649 года собирался для упорядочения судебного уложения (законодательства). А собор 1650 года решал вопрос целостности государства. Дело в том, что во Пскове произошел мятеж. Государственные силы устранили его, но решать вопрос, что делать с мятежниками, коих были сотни, никто не хотел, вернее, все боялись. Тогда был созван собор, который не стал применять карательные меры. В результате все успокоились. Так велик был соборный авторитет.
И вот что ещё интересно – на соборах решались не только политические или законодательные вопросы. Например, в 1681 году при Феодоре Алексеевиче собор решал вопрос о деле финансовом. Соборы созывались даже при всевластном самодержце — Государе Императоре Петре Первом, которого историки считают абсолютным монархом, то есть непререкаемым самовластителем. Однако абсолютными монархами были только западноевропейские государи. В русской же традиции были соборность, народность, отсюда и сформировался лозунг «Православие, самодержавие, народность». При этом никто не сомневался в божественном происхождении русской православной царской власти, в её непререкаемости. Такой и представляется симфония русских самодержцев и народа, симфония, к которой необходимо срочно возвращаться иначе в России, когда-то полыхнёт также, как и на Украине, в Белоруссии или Казахстане.

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.