Иоанн Грозный и святые люди

Грозный и святые людиМало кто из историков обращает внимание на то, что характеризуя царя Иоанна Грозного, следует особенное внимание обратить на его постоянное общение со современными ему святыми людьми, монахами, иноками, странниками, юродивыми, блаженными. Кто же они были?
Во-первых следует отметить, что жизнь Иоанна Васильевича началась уже при непосредственном участии человека святого, а именно митрополита Иоасафа Белгородского. При рождении Иоанна, он был еще игуменом Троицкой Сергиевой лавры, и лично крестил будущего царя прямо у раки преподобного Сергия Радонежского. Тем самым он пророчески знаменовал преемственность дела царя Иоанна по отношению к собиранию России, которым занимался и великий святой. А в годы юности и первой славы ратной Иоанна Грозного опекал другой святой митрополит, а именно Макарий Московский. Его влияние на молодого Государя было очень велико и очень благотворно. Сам митрополит являлся ученым человеком, широко образованным, широко начитанным. Свои знания он предавал царю Иоанну. Таким образом, своим глубоким образованием царь во многом был обязан святому митрополиту Макарию. Мудрый архиерей не навязывал своих взглядов царю, он передавал ему свои знания ненавязчиво. При этом отказывался от вознаграждений, особых привилегий, от почета. Потому царь особо уважительно относится к нему и всегда прислушивался к его советам. Также он уважал и другого святого — Казанского архиепископа Гурия. В письме к нему Иоанн прямо написал: «Господи, как была бы счастлива земля русская, если владыки были бы таковы, как преосвященный Макарий и ты».
А еще Иоанн любил общаться с преподобным Антонием, игуменом северного Сийского монастыря. Преподобный Антоний лично приходил к царю из далекого Севера для духовных бесед.
Ходил в палаты к Иоанну Грозному и знаменитый юродивый Василий Блаженный. При этом он смело обличал царя в тех грехах, которые тот, по человеческой немощи совершал. Порой смирял его словами: «Не кипятись, Иванушка». Блаженный Василий даже умер на руках у Иоанна Грозного, предсказав царю, что его царство наследует не старший сын Иоанн, а младший, Федор. Гроб с телом почившего юродивого царь с боярами лично нес к месту погребения, а впоследствии воздвиг в честь него храм, который по красоте считается непревзойденным.
Взаимоотношения царя Иоанна со святым митрополитом Филиппом историками очернены настолько, что стали «притчей во языцех». К счастью в последнее время стало появляться все более правдивой информации. Даже авторитетные церковные историки заявляют, что при дополнительных научно-исторических исследованиях можно поставит вопрос об отказе от ложной версии, которая говорит о том, что царь Иоанн отдал приказ убить митрополита Филиппа. Отметим, что Иоанн знал святого с детства. Малолетним царевичем он играл с будущим митрополитом Московским Федором Колычевым.
Когда же Иоанн стал править государством, Федор постригся в монахи Соловецкого монастыря с именем Филипп, а потом стал его настоятелем. Будучи наслышан о подвижничестве игумена Филиппа, царь Иоанн решил поставить его в митрополиты. Филипп же долго отказывался от этого сана, считая что недостоин его. Но в конце концов из послушания царю стал митрополитом. Сначала все шло хорошо. Единодушие царя и митрополита было полное. Это лишало бояр плести интриги против царской власти. Потому они, пользуясь влиянием московских епископов, оболгали Филиппа и сместили его с митрополичьей кафедры.
Но даже в неоднозначно составленном житии, которое требует изменений, сказано, что святой митрополит Филипп старался во всем подражать другому святому митрополиту – Макарию Московскому, своему высокомудрому предшественнику, что стяжал у царя Иоанна особую любовь и уважение своей праведностью и своим ясным и глубоким разумом.

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.