Что такое венчание на царство

Венчание на царствоПолучение права на самодержавное управление или «венчание на царство» иногда романтично называли «венчание с Русью». Так было до Петра Первого, который заменил слово «венчание» на слово «коронация». Обряд венчания или коронации был церковным таинством. Он превращал Царей, а впоследствии Императоров в особу священных особ, в Божьих Помазанников.
Первым царем, прошедшим обряд венчания на царство был Иоанн Грозный. Обряд этот известен с древних времен. Первое упоминание о нем было в IV веке. Уже к тому времени считалось, что царская власть имеет Божественное происхождение. Это воззрение подкреплялось и мнением о Божественном происхождении даже самих знаков царского достоинства. Так Константин VII Порфирогенит (913-959) в наставлениях к своему сыну писал о ом, что царские венцы и одежды (инсигнии) «изготовлены не людьми и не человеческим искусством соделаны. В тайных книгах древней истории написано, что когда Бог, поставил первым христианским царем Константина Великого, то через Своего ангела послал венец и царские одежды»
Чин венчания на царство непременно сопровождался исповеданием веры венчающегося. Еще древние Императоры торжественно возглашали Символ веры в церкви, а потом, передавали его Патриарху в написанном виде, с собственноручной подписью. Но исповедание веры содержало не только Символ Веры, но и обещание царя хранить апостольские предания и следовать установлениям общецерковных соборов.
Преемниками древних византийских императоров стали сначала русские великие князья, а потом цари. Первые царские инсигнии за свое христианское благочестие сподобился получить Креститель Руси Великий князь Владимир, которого тоже называли царем. Святой митрополит Макарий отмечал, что это случилось не просто так «не от человек, а по неизреченным судьбам Божьим слава греческого царства перешла на российского царя». Этот взгляд на священную преемственность Русского царства Иоанн Грозный разделял полностью. Он и о себе, как о первом государе, прошедшем церковный чин венчания на царство писал: «Наш Государь царем зовется потому, что его прародитель великий князь Владимир, сам крестился и Русскую землю крестил, а после этого царь греческий и патриарх его на царство венчали, и он стал писаться царем»
Чин венчания на царство Иоанна Грозного не особо отличался от того чина которым венчались его греческие предшественники. Но для Руси это венчание стало переломным моментом. Правитель русского народа стал священной особой, а сам народ богоносным. А православная монархическая государственность стала религиозно верозащитной структурой.

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.