Откуда происходит Царская власть

Откуда происходит Царская властьРедакция «Русского Монархиста» предлагает вашему вниманию Слово Митрополита Санкт-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского Никанора в день восшествия на Престол Государя Императора Николая Павловича, произнесенное 20 ноября 1835 года. Текст печатается в сокращении, но из речи владыки Никанора взяты именнно те изречения, которые, хотя и были написаны более полутораста лет назад, звучат очень актуально и в наши дни.
«Были люди, есть, к сожалению, и ныне, которые стараются представить Царскую власть стоящею как бы на шатком основании. Одни утверждают, что происхождение Царской власти скрывается во взаимном согласии членов какого-нибудь гражданского общества; другие говорят, что Царская власть появилась на свете от насилия и преобладания какого-либо властолюбца. Жалкие, неужели при здравом естественном разуме, по одному наблюдению за происхождением гражданских обществ не могут они приметить, что начало Царской власти лежит в естественной власти отца над семейством, родоначальника над племенем? Что есть государство, как не развитое до необъятного множества членов семейство, и что такое семейство, как не отеческая власть? Что такое отеческая власть, как не господство? Царь есть отец всего народа. Откуда же происходит власть Царская? Очевидно из власти отца: ибо отец бытием своим предваряет бытие Царя. Но кто дал власть отцу над семейством? Кто внушил семействам совокупиться в одно общество и жертвовать своими выгодами для блага общего? Кто побудил отцов семейств перенесть частные и важнейшие свои преимущества на одно лицо Монарха, и Монарха составить в одном роде преемственную линию воцарения? Природа, нужда, порядок? Но Творец природы со всеми ее потребностями и стремлениями, но учредитель всякого порядка в мире, есть Господь. Следственно, как власть отца над семейством, так и власть Царя над народом — от Бога. И подлинно, несть власть, — говорит Апостол, — аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 12, 1)…
Какое же намерение в учреждении державной Власти? Намерение то, чтобы Царь в отношении к Богу был Его слугою в устроении общего блага народов, временного и вечного, а по отношению к великому семейству, именуемому государством, был его отцом. В первом случае Он, что внушает Ему Господь, передает народу в законах и постановлениях, а во втором — приемлет прошения от народа и удовлетворяет требованиям нужды и справедливости. Скажем более: Царь поставляется для того, чтобы представлять на земле образ Царя Небесного…
Посмотрим на тот народ, который не хочет знать никакой над собой власти, кроме лжеименного разума: есть ли какая подчиненность, порядок и устройство? Нижние чины повелевают, как вожди; поселяне судят о политических делах, как министры; ремесленники и художники учат, как философы; благородные думают быть царями, как наследники престола. И что же выходит из сих мнимых вождей, политиков, философов, наследников? Толпа мятежников, грабителей. Но Господь поругаем не бывает; рано или поздно Он отомстит противникам Своей воли и накажет преступников…
Цари, по намерению Божию, сохраняют наружный порядок и правоту внутреннюю или чистоту нравов и благочестия, блюдут безопасность, как внутреннюю, так и внешнюю, отвращают и усмиряют насилия, возмущения и междоусобия, отклоняют и отражают войну со стороны соседних народов, направляют членов общества к постоянной деятельности, распространяют науки, умножают промышленность, поощряют искусства и художества, словом: Цари суть слуги Божии народам и царствам во благое (Рим. 13, 4).

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.