Как Илья Репин пострадал за лживую картину об Иоанне Грозном

o_repineТо, что благоверный Царь Иоанн Грозный своего сына не убивал, подтверждено историческими документами. Во-первых, Московским летописцем от 7090 (1581) года. В нем написано, что в этот год умер своей смертью, то есть «преставися» сын Иоанна Грозного царевич Иоанн Иоаннович. Также и Пискаревский летописец указывает на этот факт. Преставление царевича Иоанна Иоанновича произошло 17 ноября в 12 час и подтверждено «с нощи лета 7090 (1581 года)». В четвертой Новгородской летописи пишется, что «царевич Иоанн Иоаннович преставися на утрени в Слободе…» И нигде ни слова не пишется об убийстве. Этот факт выдумал историк Карамзин, а раздул художник Илья Репин, написав картину «Иоанн Грозный убивает своего сына».
В свое время Ф.П. Ландиерет подверг полотно картину уничтожающей критике. Он утверждал, что картина Репиным «написана неправильно, лживо». В связи с этим крайне интересно и свидетельство А.В. Жиркевича, которому Илья Репин сам рассказывал о болезненной горячности, с какой писал свою картину, что не давала ему покоя ни ночью, ни днем, пока не получилась так, как получилась… А как она получилась? В ней все ложь и обман, потому что изображенного на полотне случая не было! Отец никогда не убивал своего первенца. Но хуже всего, что один был – Первый Самодержец и Помазанник Божий, выдающийся Русский Царь, несмотря на множество препятствий создавший единое централизованное Русское Государство, а другой – Его Сын, Цесаревич, Наследник Русского Престола. Причем, оба Они отличались высотой духовной жизни и Святостию, что и позволило Грозному занять достойное место в Святцах еще в 1621 году при Михаиле Романове и его отце, Московском Патриархе Филарете. Потому-то впечатляющая хула на Святого Царя и вызвала столь резкий внешний протест. Но не могла она остаться и без кары Господней!
Как писал народный художник СССР Е. Кайман: «Не потому ли так трагично сложилась судьба писателя В.М. Гаршина, служившего моделью для написания Репиным Царевича Иоанна? [...] Гаршин погиб, бросившись с лестницы. При взгляде на окровавленное, умирающее лицо Царевича, как не вспомнить окровавленного, умирающего Гаршина!»
Жена В.М. Гаршина видела виновником гибели мужа И.Е. Репина и была страшно напугана его карандашным рисунком «Гаршин в гробу», сделанным в Церкви, куда попала и она. Опасаясь за себя, несчастная женщина всячески упрашивала Илью Ефимовича уничтожить рисунок…
А опасаться было чего: другая модель И.Е. Репина, поэт К.М. Фофанов, после долгих позирований в мастерской художника, угодил в сумасшедший дом, где и закончил свои счеты с жизнью.
Столь вольное распоряжение талантом дорого обошлось и самому художнику: его правая рука стала сохнуть на глазах, – и представляла из себя жалкое зрелище.
Может быть, личный недуг и несчастия с друзьями в какой-то мере вразумили художника. Во всяком случае, такая надежда есть, повод к этому дают воспоминания академика живописи М.В. Нестерова: «Он, в Куоккала, на все мольбы вернуться качает головой, стал очень религиозен, поет на клиросе и читает «Апостола»!
Игорь Евсин

Рубрика размещения Личное мнение. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.