Что значит – Белый Царь

belyi_caryБелым царем впервые был назван великий князь московский Василий II. В письменном источнике 1441 года «Слово о становлении восьмого собора» Василий II именуется как «благоверный и христолюбивый белый царь всея Руси». Но широкое употребление наименования Белый Царь» произошло во времена Иоанна Грозного. В русском народном мировоззрении белый цвет ассоциируется с чистотой. Существует и еще версия, что в древней Руси «белый» значило – не платящий налогов, в отличии от «черного», податного населения. То есть Белый царь – это независимый, никому не обязанный платить дань государь.
С другой стороны – Иоанна Грозного стали называть после присоединения им обширных земель — Казанского ханства Сибирского ханства, Астраханского ханства к Руси. На всех этих территориях Ивана Васильевича именовали Белым царем. Дело в том, что у тюркоязычных народов стороны света обозначались цветом. Югу соответствовал красный цвет, северу – черный, востоку синий цвет, а западу – белый. То есть, Белый царь – это царь, который находится на западе, то есть западный царь.
Вслед за Иваном Грозным белыми царями стали именовать и других царей России, и даже Императоров. Например, с 1764 года хамбо-ламы (духовные руководители народностей Восточной Сибири) приносили специальную присягу на верность российским Императорам, как «Белым царям».
В русской народной духовной поэзии образ Иоанна Грозного, как «белого царя» запечатлен в известном памятнике русской литературы, в «Голубиной книге»:

«У нас Белый царь — над царями царь.
Почему ж Белый царь над царями царь?
И он держит веру крещеную,
Веру крещеную, богомольную,
Стоит за веру христианскую,
За дом Пречистыя Богородицы,
Потому Белый царь над царями царь…»

Таким образом, русское народное сознание сформировало высший смысл монархии — защищать истинную православную веру в ее первозданной чистоте. Почему это было так важно? Потому что Рим утерял значение хранителя чистоты христианства, привнеся в него учения, отличные от Вселенских Соборов. Потом и Византия, ставшая вторым центром Православия, вторым Римом, приняв Унию с католиками утеряла чистоту веры. И тогда Москва взяла на себя ответственность называться Третьим Римом. Идею Москвы, как Третьего Рима оформил в послании к князю Василию III старец Псковского Елизарового монастыря Филофей. В своем послании он писал: «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать». Таким образом, Филофей указал на то, что с падением Византийской империи хранителем и защитником Вселенского Православия стала Москва, молодое Московское государство. Восприятие московскими Великими князьями преемственности византийских имперских традиций дало мощный толчок развитию русской монархической государственности, религиозное и юридическое начало которой утвердил Великий князь Иоанн IV, ставший первым русским царем, первым Божиим Помазанником на Руси.
Игорь Евсин

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.