Почему демонизировали Иоанна Грозного

Демонизация Грозного царяИван Ильин считал что Европейцам всегда была нужна именно дурная, варварская Россия, чтобы обосновать ее исправление на европейский манер, то есть «цивилизовать». На самом же деле завоевать ее богатства. Расчленить, а народ превратить в рабов. Такое отношение сформировалось при правлении Иоанна Грозного. До него Русь находилась в зависимости от монголо-татар. На Западе с ней могли не считались. Но в 1480 г. Русь стала подниматься с колен, a при Грозном расправила плечи и расширилась от Балтики до Сибири. Население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн. человек. Для Запада неожиданно возникла великая держава. С. Ф. Платонов писал: «Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье, появление русских войск у Рижского и Финского заливов и наемных московских каперов на Балтийском море поразило среднюю Европу. В Германии «московиты» представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр… В этой агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного и серьезный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять ее за объективный исторический источник».
Поэтому неудивительно, что в псевдосочинениях того времени об Иоанне Грозном полно несуразностей и прямой лжи. Но, как отмечал знаменитый и, пожалуй самый авторитетный исследователь жизни и деятельности Иоанна Грозного Вячеслав Манягин: «Интереснее то, что клевету охотно подхватили люди науки, которым, казалось бы, незачем очернять Иоанна. Начиная с Карамзина, сочинившего вместо Истории России очередной сентиментальный роман, в историографии, по словам академика Веселовского, «начался разброд, претенциозная погоня за эффектными широкими обобщениями, недооценка или просто неуважение к фактической стороне исторических событий».
Подражательна и клевета некоторых современных историков на Иоанна. Например, Кобрин, «исследуя» количество жертв «новгородского погрома», пишет о 10 000 тел. найденных в братской могиле и намекает, что погибших было еще больше! Но у Карамзина ясно говорится, что это были погибшие от чумы и сопутствовавшего ей голода! Более того, они умерли после отъезда Иоанна из Новгорода. Царь оставил город 12 февраля, а захороненные в этой могиле скончались весной и летом.
Но если очистить царствование Грозного от клеветы и домыслов, то эпоха Иоанна IV предстанет в своем истинном свете: как время создания могучей Великорусской Православной империи и той национальной идеи, которая на протяжении четырехсот лет объединяла и вдохновляла русский народ. Народ это сознавал, и не просто «терпел» Иоанна, но восхищался им и любил его. Ни про какого другого царя не сложено народом столько песен и сказок. До 1917 г. на могилу Иоанна в Кремле приходили простые русские люди просить помощи в делах, требующих справедливого суда. Нация видела в царе «выразителя народного единства и символ национальной независимости», что свидетельствует о истинно демократическом характере его власти. В то же время, как самодержец, Иоанн получил власть от Бога и потому не зависел ни от каких авторитетов и политических сил в стране и действовал в общенациональных интересах, ибо других у самодержавного монарха быть не могло. Россия была его отчим домом, и он был в этом доме хозяин, а не временный гость: слуга Богу, отец народу, милосердный к врагам личным и Грозный к врагам Отечества.
По материалам исследования «Апология царя Иоанна Грозного»

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.