Иван Ильин считал что Европейцам всегда была нужна именно дурная, варварская Россия, чтобы обосновать ее исправление на европейский манер, то есть «цивилизовать». На самом же деле завоевать ее богатства. Расчленить, а народ превратить в рабов. Такое отношение сформировалось при правлении Иоанна Грозного. До него Русь находилась в зависимости от монголо-татар. На Западе с ней могли не считались. Но в 1480 г. Русь стала подниматься с колен, a при Грозном расправила плечи и расширилась от Балтики до Сибири. Население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн. человек. Для Запада неожиданно возникла великая держава. С. Ф. Платонов писал: «Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье, появление русских войск у Рижского и Финского заливов и наемных московских каперов на Балтийском море поразило среднюю Европу. В Германии «московиты» представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр… В этой агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного и серьезный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять ее за объективный исторический источник».
Поэтому неудивительно, что в псевдосочинениях того времени об Иоанне Грозном полно несуразностей и прямой лжи. Но, как отмечал знаменитый и, пожалуй самый авторитетный исследователь жизни и деятельности Иоанна Грозного Вячеслав Манягин: «Интереснее то, что клевету охотно подхватили люди науки, которым, казалось бы, незачем очернять Иоанна. Начиная с Карамзина, сочинившего вместо Истории России очередной сентиментальный роман, в историографии, по словам академика Веселовского, «начался разброд, претенциозная погоня за эффектными широкими обобщениями, недооценка или просто неуважение к фактической стороне исторических событий».
Подражательна и клевета некоторых современных историков на Иоанна. Например, Кобрин, «исследуя» количество жертв «новгородского погрома», пишет о 10 000 тел. найденных в братской могиле и намекает, что погибших было еще больше! Но у Карамзина ясно говорится, что это были погибшие от чумы и сопутствовавшего ей голода! Более того, они умерли после отъезда Иоанна из Новгорода. Царь оставил город 12 февраля, а захороненные в этой могиле скончались весной и летом.
Но если очистить царствование Грозного от клеветы и домыслов, то эпоха Иоанна IV предстанет в своем истинном свете: как время создания могучей Великорусской Православной империи и той национальной идеи, которая на протяжении четырехсот лет объединяла и вдохновляла русский народ. Народ это сознавал, и не просто «терпел» Иоанна, но восхищался им и любил его. Ни про какого другого царя не сложено народом столько песен и сказок. До 1917 г. на могилу Иоанна в Кремле приходили простые русские люди просить помощи в делах, требующих справедливого суда. Нация видела в царе «выразителя народного единства и символ национальной независимости», что свидетельствует о истинно демократическом характере его власти. В то же время, как самодержец, Иоанн получил власть от Бога и потому не зависел ни от каких авторитетов и политических сил в стране и действовал в общенациональных интересах, ибо других у самодержавного монарха быть не могло. Россия была его отчим домом, и он был в этом доме хозяин, а не временный гость: слуга Богу, отец народу, милосердный к врагам личным и Грозный к врагам Отечества.
По материалам исследования «Апология царя Иоанна Грозного»
Православный календарь
Публикации на актуальные темы
Исторический взгляд
Рубрики
Русский Монархист
Обратная связь
ruskmir@gmail.com-
Подпишитесь на RSS
Подписаться по Email
О русском монархизме
Русский монархист борется согласно завету митрополита Иоанна (Снычева) за восстановление в России монархии, как РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.