Свидетельства святости Иоанна Грозного

svidetelystvo-svyatosti-groznogoПодтверждением почитания в лике святых Царя Иоанна IV можно считать иконы и фрески Иоанна Васильевича Грозного. Например икона 17 века «Благословенно воинство Небесного Царя» (более позднее название «Церковь воинствующая»). В настоящее время она находится в экспозиции Государственной Третьяковской Галереи. Также о святости Иоанна Грозного говорит фреска «Митрополит Макарий и Иоанн Грозный» в алтарной части Успенского собора Свияжского Успенского монастыря и клеймо «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Димитрием» на Тихвинской иконе Божией Матери, в Благовещенском Соборе Московского Кремля.
Кроме того, в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря, сохранилась фреска Иоанна Грозного, на которой он изображен с нимбом. Кроме этих известных изображений существует и малоизвестная фреска в Казанском монастыре города Рязани «Принесение иконы Пресвятыя Богородицы Казанской пред Царя Иоанна Васильевича».
Свидетельством святости Иоанна Грозного являются ещё два несомненных факта – это фреска Грановитой палаты и святцы Коряжемского монастыря. Нимб на изображении царя Иоанна в Грановитой палате — это признак святости. К тому времени некоторые Великие князья, правившие Русью, относились к разряду местночтимых, хотя и неканонизированных святых.
Главным основанием для прославления государя как святого являлась тогда верность Православию. В связи с этим почитали святыми тех князей, кто никогда «ни смутися… ни соблазнися о истинном законе христианском». Многие из князей «аще и не празднуеми торжественно и не явлены суть, но обаче святы суть» — так Степенная книга объясняет то обстоятельство, что даже не канонизированных официально Церковью князей сочли возможным представить святыми в росписи Грановитой палаты.
Как первый Божий Помазанник Иоанн IV почитался в народе как благоверный святой Царь. Тем более, что перед смертью он принял великую схиму с именем Иона.
Документальным свидетельством этого почитания являются «Святцы Коряжемского монастыря» (1624 г.), в которых на обороте 205 листа под датой 10 июня находится запись: «В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иванна». Церковный историк проф. Е. Голубинский (который без особого восторга относился к личности государя Иоанна Васильевича) в своем труде «История канонизации святых в Русской церкви» признает, что речь идет о мощях именно царя Иоанна Грозного, а также отмечает почитание его в лике местночтимых святых, почитание которых прекратилось по какой-либо причине».
Игорь ЕВСИН

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.