Петр Великий и создание Священного Синода

петр первыйСуществует опасный миф нашего времени – это миф о духовном ударе по Церкви в период правления Императора Петра I и о 200-летнем безблагодатном синодальном периоде «петровской деспотии». К сожалению, до сих пор тот факт, что Петр Великий соединил государство-тело с церковью-душой в единый живой организм, преподносится, как катастрофа православия в России. Именно за это соединение Церкви и Государства Императора Петра либералы назвали «большевиком», что многие сегодня повторяют, как нечто само собой разумеющееся. Не желая даже задуматься над тем, что реальный большевик Ленин, который издал декрет «об отделении церкви от государства», должен тогда восприниматься, по логике ругателей Петра, как борец с большевизмом.

Современные мифы о Петре I живучи в основном из-за недостатка исторических знаний о том периоде и из-за 300-летнего поноса клеветы врагов православия на Петра Алексеевича. А ведь за клевету на царскую особу мы можем подвергнуться Божьему наказанию, как за цареубийство, ибо своей клеветой мы убиваем добрую память о нашем царе и тем самым препятствуем спасению его души. Ведь за него перестают молиться православные люди, а мы знаем, что за Петра I просил молиться святитель Митрофан Воронежский, который одобрил начинания Петра по модернизации государства Российского и даже помогал ему в этом материально, внеся большие деньги на постройку русского флота.

Мы знаем, что без Воли Божией ничего в мире не происходит, но стоит также нам помнить, что, по слову премудрого Соломона, «сердце царёво в руце Божией» (Притч. 21: 1). Несомненно, по Воле Божией Петр I продолжил дело своего отца Алексея Михайловича и брата Федора Алексеевича по уничтожению боярских вотчин и местничества, ибо бояре, оглядывавшиеся на шляхетскую Польшу с ее соблазнительными вольностями для шляхты, не хотели сильной царской власти, сильного государства. Именно это было основной причиной и Раскола, и стрелецких бунтов, и тяжести Петровских реформ. Сила олигархата XVII века была несравнимо больше, чем сила скороспелых сегодняшних олигархов. Более ста лет, начиная с князя Курбского, предавшего царя Ивана Грозного, его продолжателя Салтыкова, виновного в смерти Патриарха Гермогена, фаворита регентши Софьи Алексеевны филокатолика князя Голицына, и до Мазепы, предавшего православие и царя уже в правление Петра Алексеевича, олигархат боролся с царской властью. В ходе борьбы олигархата с царской властью, уже при Алексее Михайловиче, начала образовываться тогдашняя так называемая «третья сила», которая пыталась играть на противоречиях Царя и Патриарха. И возглавили эту «третью силу» недовольные священники и бояре, от которых позже и произошла русская либеральная интеллигенция, но которую в своё время ещё в зародыше грамотно «придушил и подморозил» Пётр I, поставив перед русским народом, вместо опасного для православной Руси «богоискательства в прелести» идею построения русской империи.

Хочу здесь привести замечательные слова протоирея Владимира Правдолюбова: «И старообрядческий раскол произошел из-за того, что люди вместо церковного дела занялись политикой. Оклеветали патриарха Никона. Обратите внимание: протопоп Аввакум, Иван (Григорий) Неронов, Лонгин… Кто это такие? Священники. Священники, которые имели непосредственный доступ к царю. Замыслили бояре перенять западный опыт, до Петра еще, чтобы патриарха оттеснить от управления Церковью. Во главе Церкви стали священники. Это нарушение канонического строя Церкви. И когда Никон, убежавший от этого на Соловки, был все-таки возвращен, он потребовал, чтобы в Церкви власть принадлежала только патриарху. И из-за этого священники организовали раскол. Потому что когда Святейший Патриарх Никон запретил писать иконы по западным образцам и приказал изъять такие иконы у бояр, они восстали против него. Не по поводу старых обрядов – они стремились восстановить свою власть. Его спихнуть, чтобы остаться у власти. А старые обряды послужили для этого поводом».

Сюда надо добавить еще и враждебно настроенных против Русского Царя униатов, которые составляли основную массу жителей, присоединенных недавно земель Белоруссии и Малороссии. В Белоруссии униатство было ликвидировано только к 1839 году митрополитом Иосифом (Семашко). А в Галиции и на Волыни униаты под видом бандеровцев лютуют до сих пор, да и сама идея украинской нации – это, по сути, униатский проект по переделыванию русских людей в «стадо» Папы Римского. Известен инцидент в Полоцке, где по личному указанию Петра I в 1705 году был повешен монах-униат из василиан, который активно настраивал жителей Полоцка против русских и называл изверга Иосафата Кунцевича святым.

Именно для защиты государства Петр I запретил тайну исповеди, если речь шла о государственных преступлениях. Эта мера была направлена, в первую очередь, против «лукавых» псевдохристиан. Кстати, и во времена первых христиан (до конца IV века) исповедь была публичной при совершении особо тяжких грехов со всеми вытекающими после этого последствиями. Так что Петр I своеволия по поводу тайны исповеди не творил, он лишь обратился к практике первых христиан в современной ему форме.

Императору Петру часто предъявляют еще один упрек, – речь о столь ненавистной нашим либералам ежегодной справки о причастии для служащих. Но давайте обратимся к истории, например, почитаем историю Русской церкви Евгения Поселянина. Он приводит выдержки из письма св. Димитрия Ростовского о том, как тот в Ростове столкнулся с массовым игнорированием причащения со стороны ходящих в церковь христиан. Некоторые из них умудрялись не причащаться по 60 лет, а в самой Москве при Петре I было нормой не причащаться 15-25 лет. Потому Государь, введя обязательное ежегодное причастие, поднял на нормальный уровень духовную жизнь русского народа. Кстати, именно благодаря Петру Великому мы имеем полный перевод Библии на церковно-славянский язык с греческой Септуагинты.

И в таких условиях разложения и падения православия на Русской земле, кому мог доверить патриарший престол Петр I? Когда умерли любимый им старец-святитель Митрофан Воронежский и святитель Дмитрий Ростовский?! Когда на Патриарший престол метил протестантствующий Феофан Прокопович?! Когда боярская партия, поссорившая Императора со своим сыном Алексеем и ведшая через Наследника, по сути, переговоры с католиками о совместной борьбе против Петра I?! И Государь берет на себя административные функции по управлению Церковью, оставляя епископату духовное служение народу. И мы видим, что благодаря этому шагу Петра Алексеевича Синодальный период оказался самым благоприятным периодом для спасения русских христиан. Именно Синодальный период истории нашей Церкви духовно подготовил православных для принятия мученичества в ХХ веке. Введя Церковь в государство, Царь Петр пресек поползновения аристократии на церковное имущество, которое попадало под прямую защиту государства. Не сделай он этого, то что-то типа ленинской экспроприации было бы уже в XVIII веке, как это случилось в Европе, где она была проведена кальвинистами и лютеранами.

Церковь в своей хозяйственной деятельности была поставлена под разумный контроль государства. Не случись этого, Церковь в России из Тела Христова превратилась бы в транснациональную компанию по типу Ватикана. А предпосылки к этому были. Интересно почитать житие Трифона Печенгского в описании игумена Митрофана (Баданина). Святой Трифон 8 лет не жил в монастыре, поскольку его собратья-монахи хотели его убить за то, что он не брал от царя Иоанна Грозного вотчины и был против стяжательства монастырем чрезмерных материальных благ. Тамошние монахи крестили лопарей, а лопари, как новообращённые христиане, отдавали за это свои леса и озёра монастырю, после чего лопари просто изгонялись из своих же мест, и это замедлило христианизацию Севера. По поводу материальных богатств, стоит вспомнить также знаменитый спор Иосифа Волоцского с заволжскими старцами. Преподобному Иосифу удалось удерживать порядок в монастыре с большими материальными благами только железной дисциплиной, но не везде это получалось. От избытка материальных благ многие монастыри начинали вести далеко не христианскую жизнь. Так что духовная деградация церковной жизни и, как пишет о. Николай Боголюбов, церковной иерархии, шла на Руси, да и во всем православном мире, уже давным-давно. Так что не Петр I виноват в падении христианства. Напротив, изучая непредвзято историю нашей Церкви, можно убедиться, что Петр Алексеевич церковный народ вытащил из болота ложного богоискания и боголюбия, т.е. из состояния прелести, а церковную иерархию из ложного земного материального попечения. Петр I очистил нашу церковь от плевел духа времени, то есть вернул Богу Богово. А старцев и святых в Синодальный период было не меньше, чем в прежние времена, ибо не стоит земля без праведника. Просто они были Господом промыслительно сокрыты, чтобы люди больше искали Господа, чем суетной славы человеческой, чтобы старцы и святые не закрывали собой Христа.

Напомним, что сегодняшняя Греческая Церковь  по своему устройству — это полная копия петровского синодального устройства Русской Православной Церкви. Греки живут, до сегодняшнего дня, в своём церковном устройстве по законам Императора Петра. Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов, который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады, избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви от 1977 года, Синодом. Государство оплачивает зарплату всему священству Элладской Православной Церкви и следит за порядком в Церкви.

Василий БИДОЛАХ, публицист и общественный деятель

Рубрика размещения Цари династии Романовых. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.