Князь Сергей Александрович — первый новомученик дома Романовых

князь Сергей Александрович - первый новомученик дома РомановыхВ мае мы отметим 160-летие со дня рождения Великого князя Сергея Александровича(29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — первого новомученика Царского дома Романовых, супруга преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, сына государя Александра II, Освободителя.

Вскоре после убийства Государя, сыновья императора Александра II Сергей и Павел,путешествовалив январе 1881 года по Италии в сопровождении своего наставника Д. С. Арсеньева. Это было неспокойное время в России. Во время путешествия Великие князья навестили в Неаполе свою тетушку Великую княгиню Александру Петровну, недавно прославленную в лике святых преподобную Анастасию Киево-Покровскую. Сергей Александрович приходился крестником Александре Петровне. В письме к брату цесаревичу Александру делился: «Ездили мы на два дня в Неаполь к Тёте Саше — она, по-моему, не хороша: одна левая её рука двигается и слабость всё та же; много с нею говорили». В письме упомянута болезнь Великой княгини, наступившая после выпадения из экипажа в Петербурге. Будучи отвергнутой супругой Великого князя Николая Николаевича (старшего), брата государя Александра II, Александра Петровна стала жертвой неудавшейся попытки от неё избавиться. Её супруг увлекся балериной, и связь оказалась настолько серьёзной, что продолжалась почти до конца жизни Великого князя Николая Николаевича. Несомненно то, что его племянник Великий князь Сергей Александрович не приветствовал дядино увлечение, переживая «запрещенную» связь своего отца с княжной Екатериной Долгорукой. Он испытывал духовную близость с тетушкой и старался поддержать свою крёстную в болезни, а она его, потерявшего и мать, и отца.

Тогда же Сергей Александрович совершил 10-дневное паломничество на Святую Землю, при его участии было основано Императорское Православное Палестинское Общество, которое он возглавил и чему отдал 23 года, до конца своей жизни. (Секретарем ИППО был М. П. Степанов). Глубоко религиозная Великая княгиня Александра Петровна после неудачного лечения на южных водах, несмотря на все усилия врачей, пожелала на обратном пути в Россию посетить прибрежье Святой Афонской Горы, земного удела Богоматери, где положила, по просьбе братии Русского Ильинского скита, первый камень в основание нового соборного храма. По благословению Афонских старцев избрала в России местом своего пребывания древний святой град Киев. Где 7 лет спустя вновь состоится встреча с крёстной Великого князя Сергея и его супруги Великой княгини Елизаветы Феодоровны, направляющихся во Святую Землю.

Но это будет потом, а тем временем Сергей Александрович только посватался к принцессе Дармштадтской Елизавете, слывшей первой красавицей Европы, которая приглянулась Великому князю с её ранней юности, когда он приезжал в Дармштадт и гостил месяцами со своей матерью. Елизавета была третьей невестой Гессенского дома, которая выходила замуж за представителя дома Романовых. Первой была принцесса Вильгельмина, Великая княгиня Наталия Алексеевна, первая супруга императора Павла I, умершая в родах. Второй гессенской невестой была принцесса Мария, мать Великого князя Сергея Александровича, скончавшаяся в 1880 году. Оба брака не были счастливыми. Поэтому брак Сергея и Эллы изначально вызывал сомнения, а после породил множество домыслов и доныне порождает всевозможные вымыслы.

Через три года, в июне 1884 года состоялась их свадьба. Молодые не поехали проводить свой медовый месяц за границу, но предпочли имение Сергея Александровича — Ильинское, ставшее любимым местопребыванием Елизаветы Феодоровны. Располагалось оно в 60 км от Москвы и от железнодорожной станции туда обычно ехали на тройке, управляемой великокняжеским кучером. В Ильинском они вели простую деревенскую жизнь и старались строгие правила двора свести к минимуму. Елизавета Феодоровна, увидев отсутствие медицинского обслуживания в деревне, попросила Сергея Александровича выписать опытную акушерку, а со временем построить в Ильинском небольшую родильную больницу для женщин окружных деревень, где совершалось и крещение новорожденных. Восприемниками бесчисленных крестьянских младенцев были Сергей Александрович и Елизавета Феодоровна.

Москва, Первопрестольная столица, сердце старой Руси, очаровала Елизавету Феодоровну. Она везде следовала за своим мужем и простаивала долгие церковные службы. Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком. Когда он становился на колени перед иконами или прикладывался, то она, будучи протестанткой, не знала, как ей поступить. Она сильно привязалась к своему мужу, любившему её безгранично. Считалось, что его любовь иногда была эгоистичной, когда он хотел всегда и везде сопровождать её. Но Великая княгиня не противилась этому. Она ценила это и не раз говорила: «Я счастлива и очень любима».

В январе 1885 г. начато строительство храма в Иерусалиме в Гефсиманииимператором Александром III вместе с братьями Владимиром, Алексеем, Сергеем и Павлом в память матери императрицы Марии Александровны. Шел 1888 год и храм в Гефсимании уже был возведен. Великокняжеская чета наметила поездку на Святую Землю.Тогда же крёстная Сергея Александровича, тетушка Великая княгиня Александра Петровна купила в Лукьяновской части Киева усадьбу, площадью ок. 6 десятин земли с намерением устроения там обители. Вспоминая встречу с парализованной тетей Сашей в Италии, Сергей Александрович познакомил с нею — чудом исцеленной — Елизавету Феодоровну, во время их пребывания в Киеве. А через несколько дней из Одессы отправился пароход в направлении Константинополя (Стамбула), где и принимали в специальном павильоне Их Высочества визит султана, сопровождаемого великим визирем. Затем великокняжеская чета направилась в дорогой каждому православному сердцу Софийский собор Царьграда, превращенный в мечеть Айя Софию. Наутро супруги молились за Литургией в русской посольской церкви, совершаемой настоятелем с двумя иеромонахами русского Афонского монастыря св. вмч. Пантелеимона. По окончании обедни им представлены были три греческих митрополита и члены патриаршего синода, присланные патриархом. Впоследствии на всем пути в Сирии и Палестине оказывалось внимание повелением султана к его высоким гостям.

А три года спустя ЕлисаветаФеодоровна приняла православие, вопреки пожеланиям своей родни в Дармштадте.Тогда же, в 1891-ом — в год принятия супругою православия — Сергей Александрович принимает назначение на пост генерал-губернатора Москвы, не страшась беспорядков политического характера, возникавших в Московском университете, позднее вылившихся в террористические акты, от одного из коих он и примет мученическую кончину.

А тем временем в Ильинском, умирает в родах молодая жена брата Павла Александровича — невестка Сергея и Эллы — Великая княгиня Александра Георгиевна. В то время не было инкубаторов для преждевременно родившихся младенцев, и Сергей Александрович сам купал его в специальных ваннах. Новорожденного мальчика назвали Димитрием (впоследствии он примет участие в заговоре против Григория Распутина, подробнее). Вскоре умирает Великий герцог Людвиг Гессенский, отец Елизаветы. Поездки великокняжеской четы в Англию к королеве Виктории, бабушке Эллы, а также в Дармштадт, приносят им временное утешение. Их также мучил и несколько лет не разрешавшийся вопрос в отношении помолвки младшей сестры Елизаветы Феодоровны — Аликс и наследника Русского престола Цесаревича Николая Александровича.

Помолвка состоялась в июле 1894 года. А бракосочетание — уже через неделю после похорон государя Александра III, скоропостижно скончавшегося через 4 месяца после помолвки, 1 ноября (н.ст.). Начало совместной жизни новобрачных происходило среди панихид и погребальных песнопений. Весной 1896 года состоялась коронация императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Торжества продолжались несколько дней, но они были омрачены страшным бедствием на Ходынском поле, где раздавались подарки народу, собравшемуся числом более 500 тысяч. Произошла давка — тысячи людей были ранены или задавлены. Стали раздаваться голоса, обвинявшие генерал-губернатора Сергея Александровича в недостаточной предусмотрительности. Нашлись люди, старавшиеся очернить даже семейную жизнь великокняжеской четы. В этот период жизни в письмах Эллы стали проскальзывать горькие ноты о злобе и зависти людской, о сплетнях.

В это время в Киеве, принявшая тайный монашеский подвиг в основанном ею Покровском монастыре крёстная Сергея Александровича ныне преподобная Анастасия Киево-Покровская, запишет: «Люблю народ, люблю изучать его нравы и быт, люблю жить одною жизнью с ним, преимущественно люблю рабочий народ». На вопрос Матушки Великой (так её величали в народе) к одной крестьянке, чем больна и как больна, та ответила: «Что поделаете, надо терпеть Божию ласку». Великая княгиня Александра Петровна часто об этом случае вспоминала и говорила сестрам своей обители: «Подумайте, какая безропотная покорность воле Божией, сколько поучительного в этих словах. Эта простая женщина понимает, что всякая болезнь или скорбь не есть кара Божия, как многие думают, а именно ласка Божия, ибо, любя, Господь посещает нас». Это выражение простой крестьянки Её Высочество так полюбила, что всегда вспоминала при своих страданиях, а страдала матушка жестоко и часто.

В 1900 году император Николай II решил возобновить забытый уже более полувека обычай- проводить дни Светлого Христова Воскресения в Москве.Тогда всего в четвертый раз со времени перенесения столицы России в Петербург, Москва лицезрела государя во святые дни Страстной и Пасхальной седмиц. Ранее эти святые дни проводили в старой столице, в Москве, императрица Екатерина в 1775 г., император Павел Петрович в 1797 г. и Николай I в 1849 г. В первый день Святой Пасхи пред утреней в Московском Большом Успенском соборе Кремля, высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Московский (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, священномученик, чьи святые мощи почивают в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры открывший сонм новомучеников Русской Православной Церкви) удостоился получить Высочайший рескрипт: «…Приемля во внимание архипастырские труды ваши… жалуем вам брильянтовый крест для ношения на митре».

Но в ночь на 13 апреля — в четверг Светлой седмицы — в Бозе почила Ее Императорское Высочество, Великая княгиня Александра Петровна, в последние годы проживавшая в уединении в Киеве в устроенном ею Покровском женском монастыре. Во всех храмах совершались пасхальные панихиды. Сам государь, государыня, губернатор Великий князь Сергей Александрович — племянник усопшей — с супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной ежедневно молились за панихидами по почившей в Бозе тетушке. Изменился и весь внешний характер пребывания царя в Москве: никаких праздничных гражданских торжеств уже не было, а, начиная с 13 апреля, происходило почти ежедневное посещение Их Величествами иноческих обителей, так или иначе связанных с памятью царственных предков.

Вскоре оборвалась и тесная дружба великокняжеской четы с братом Сергея Александровича Павлом из-за его женитьбы на разведенной и высылки из России. Его двое детей, Мария и Димитрий, перешли на попечение Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны, которые старались заменить детям их настоящих родителей.

Июль 1903 г. ознаменовался великим событием Православной Российской Церкви: был причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский. Императрица Александра Феодоровна ехала на прославление в Саров к Угоднику Божию. Имея четырех дочерей, императорская чета молила Бога о даровании им сына. Но, когда долгожданный наследник родился, он оказался жертвой неизлечимой болезни. Гемофилия была болезнью рода императрицы, от которой страдало мужское поколение. Этого опасалась в своей жизни и великокняжеская чета — Сергей Александрович и Елизавета Феодоровна очень желали иметь своих детей, но Господь не дал им их… Поэтому они так заботились о чужих детях. А наследник Российского престола получил эту неизлечимую болезнь, и медицина была бессильна. Уже к 1914 г. императрица Александра, на 8 лет моложе Елизаветы, выглядела гораздо старше её. Вся её красота пострадала от волнений за наследника, беспокойств и болезней…

А тогда тучи стали уже понемногу сгущаться над Россией. Стали убивать губернаторов, начальников полиции, жандармских офицеров, даже городовых. Революционный террор разрастался и пускал корни в почву России. В 1904 г. началась Русско-японская война. Елизавета Феодоровна немедленно начала деятельность для облегчения положения воюющих солдат. А осенью 1905 года революция шагала уже полным ходом: крестьяне жгли помещичьи усадьбы и жестоко расправлялись с помещиками, рабочие бастовали. 17 октября (ст.ст.) 1905 г. Государь подписал Манифест о создании Государственной Думы.

Сергей Александрович считал, что необходимо принять более крутые меры по отношению к революционерам, а не продолжать политику либерального пассивного наблюдения. Он доложил об этом Государю и сказал, что при сложившейся ситуации не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы, и просил принять отставку. С тяжелым сердцем супруги покидали ставший им родным губернаторский дом и переезжали в свою зимнюю резиденцию. Главари террористов приговорили Сергея Александровича к смерти. Они выслеживали его и выжидали удобного случая, чтобы выполнить свой зверский план. Елизавета Феодоровна знала об этом. Она получала анонимные письма, с предупреждением не сопровождать своего мужа, если не хочет разделить с ним его участь. Елизавета Феодоровна очень боялась за жизнь своего Сергея и старалась не оставлять его одного и везде по возможности показывалась вместе с ним. Но работа в мастерских на фронт препятствовала ей всегда быть с супругом.

В это грозное время Палестина становится особым святым покровом души Сергея Александровича. Как председатель Палестинского Общества князь Сергей приложил много сил для коренного изменения ситуации с русскими паломниками в Святой Земле. Были значительно удешевлены издержки для путешествия по святым местам Востока, благодаря «паломническим книжкам», выпущенным по уменьшенным ценам, а также устроению обширных странноприимных домов во Святом Граде, т.н. «Палестинских построек», при которых имелись чайные, столовые, читальни, прачечные помещения и даже русские бани! Были основаны русские школы. Сергей Александрович обращался к Иерусалимскому священноначалию с просьбами о совершении Литургий в храме у Гроба Господня на церковнославянском языке. Почетными членами Общества состояли в то время почти все выдающиеся представители высшей государственной власти. Отделения Палестинского общества действовали в 52-х епархиях Русской Православной Церкви. Возглавляли их правящие архиереи, а вице-председателями становились губернаторы и вице-губернаторы. Это была большая сила. По-своему это был ответ разрушительной работе террористов-революционеров. Один из организаторов террористической акции свидетельствовал, что план убийства Великого князя вызрел в верхах партии эсеров и приведен в исполнение 5/18 февраля 1905 года уроженцем Варшавы Иваном Каляевым. От взрыва брошенной террористом бомбы, тело убиенного князя Сергия было разорвано и страшно изуродовано. Сердце князя-мученика нашли на крыше какого-то здания. Даже во время похорон приносили части его тела, которые находили в разных местах в Кремле, и клали их завернутыми в гроб. То, что террористы совершили свое злодеяние спустя месяц после отставки Великого князя, свидетельствует об одном: преступление было не столько политическим, сколько духовным. Мученический характер его кончины сразу почувствовали современники. Именно так, как мученичество, восприняла смерть мужа и Великая княгиня Елисавета. Почил Великий князь в обители святителя Алексия, митрополита Московского, память которого чтил, и в стенах Московского Кремля, где он мученически погиб. Жестокость убийства Великого князя потрясла общество. Осудил этот варварский акт даже лидер ирландских террористов, незадолго до трагедии встречавшийся с Великим князем в Москве и заявивший в печати, что покойный генерал-губернатор был гуманным человеком.

Стоит отметить, что Елизавета Феодоровна, будучи охвачена ужасом от только что пережитого зверского убийства своего супруга, все же несколько раз справлялась о состоянии раненого кучера Сергея Александровича и навестила его в больнице, где он скончался в ту же ночь, будучи успокоен словами вдовы, что Сергей Александрович спасен. Елизавета Феодоровна позаботилась о семье покойного кучера: все дети А. А. Рудиникина получили хорошее образование, а шестого ребенка — девочку, родившуюся после гибели отца, Великая княгиня крестила, сделавшись её крёстной матерью.

В храме св. Романа Сладкопевца, где ныне почивают мощи князя Сергия, записывают случаи исцелений при его мощах, предвозвещая прославление благоверного князя Сергея в лике Святых земли Русской.

Подготовлено информационно-просветительским Центром «Надежда», Киевской Духовной академии, руководитель профессор Виктор Михайлович Чернышев

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.