Мы не проигрывали русско-японскую войну

vvv
Мысль о неизбежности войны с Россией внедрялась в сознание японского народа задолго до 1904 года. Знаменитый англо-японский писатель Лакфадио еще в 1895 году писал, что когда японцы двинутся на Россию, то им на помощь придут даже мертвые, погибшие в недавней войне с Китаем японские солдаты и матросы.

Война была нужна Японии, как для территориальных завоеваний, так и для приобретения статуса мировой державы. Амбициозность японских политиков поддерживалась западными державами, заинтересованными в ослаблении России. США, Германия, Англия оказали Японии громадную помощь в перевооружении, подготовке и военном снабжении армии.

К 1904 году Япония сосредоточила на Дальнем Востоке вооруженные силы в 5 раз больше, чем вооруженные силы России. Оснащены они были самым современным западноевропейским и американским оружием. Японский флот, по крайней мере, в два раза был больше российского тихоокеанского флота.

Государь император Николай II предвидел войну с Японией и готовился к ней, но, к сожалению, Россия к 1904 году не успела переоборудовать Сибирскую и Дальневосточные железные дороги под военные перевозки, что стало одной из решающих причин поражений русской армии в начале войны.

Царь Николай II не был воинственным человеком, считал войну величайшим злом, поэтому старался всячески избегнуть ее. На переговорах с Японией он готов был идти на большие уступки, вплоть до сдачи части острова Сахалин в аренду. Но, как отмечал С. С. Ольденбург, «Россия могла бы избежать борьбы только путем капитуляции. Путем самоустранения с Дальнего Востока. Никакие частичные уступки – а их было сделано много – не могли не только предотвратить, но и отсрочить войну».

И война грянула. В ночь с 26-го на 27-е января 1904 года японские корабли вероломно напали на русскую эскадру в Порт-Артуре. В своем манифесте к народу Император Николай II заявил: «В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира, Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях мы изъявили согласие на предложенный японским правительством пересмотр существующих между обеими империями соглашений по корейским делам. Возбужденные по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических отношений с Россией.

Не предуведомив о том, что перерыв таких сношений знаменует собой открытие военных действий, Японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать нашу эскадру, стоявшую на военном рейде крепости Порт-Артура.

По получении о сем донесения наместника Нашего на Дальнем Востоке мы тотчас же повелели вооруженною силою ответить на вызов Японии…».

Некоторые политические деятели России того времени сомневались в целесообразности войны. А либерально-революционная общественность сразу заявила, что России не нужны удаленные за тысячи верст территории и, чтобы иметь добрососедские отношения с Японией, она должна была «самоустраниться с Дальнего Востока».

Однако русские политики и общественные деятели понимали значение русско-японской войны. Это понимание так выразил впоследствии С. С. Ольденбург: «С тех дней, когда Петр Великий прорубал «окно в Европу», ни одна война не была в такой мере борьбой за будущее России, как русско-японская война.

Решался вопрос о выходе к незамерзающим морям, о русском преобладании в огромной части света, о почти незаселенных просторах Маньчжурии. Иначе как, поставив крест над всем своим будущим в Азии, Россия от этой борьбы уклониться не могла».

Кроме того, можно сказать, что война России с Японией была предопределена на небесах. Об этом говорят следующие мистические случаи. За семь дней до ее начала одному валаамскому старцу было видение, впоследствии записанное с его слов и хранившееся в архиве Валаамского монастыря.

В этом тонком видении явился ему ангел в образе юном и предсказал грядущие бедствия. Вот как рассказывал об этом сам старец: «В одну ночь приходит ко мне светлый Юноша и говорит: «Пойдем со мной, и ты увидишь то, чего никто на земле не разумеет…». Юноша обратился в другую сторону, и я увидел идущего вдали громадного зверя, а за ним темная туча пошла на русскую землю. Мне стало страшно, и я отступил на шаг назад. Но Юноша говорит: «Куда пойдешь? Некуда от этого скрыться. Но знай, что это тебя не касается». Тогда я почувствовал в себе некую силу и стал смотреть на все. Я спросил: «Что это значит?» Юноша сказал: «Первое: зверь – это война, а второе – туча – это наказание…».6

Помимо этого видения был и другой мистический случай, подтверждающий предопределенность войны с Японией. За два месяца до ее начала в Киево-Печерскую Лавру пришел паломник, старый русский матрос, участник знаменитой обороны Севастополя в 1854 году, во время Крымской войны. У Киевских святынь он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. И вот, однажды, ему было видение: стоящая спиной к заливу Божия Матерь, которая держала в руках продолговатый плат. Своими стопами Она попирала обнаженные обоюдоострые мечи. Матрос очень испугался этого видения, был поражен страхом, но Богородица успокоила его и поведала о том, что скоро начнется война, в которой Россию ждут тяжелые испытания. А в заключение Она сказала, что необходимо написать икону, которая должна в точности отобразить это видение и отправить ее в Порт-Артур.

Когда старый матрос стал рассказывать повсюду об этом видении, ему мало кто верил. И только после нападения японских кораблей на русскую эскадру в Порт-Артуре православные поверили в истинность явления Богоматери матросу. Десять тысяч киевских богомольцев по пятачку собрали сумму, необходимую для написания иконы «Торжество Богородицы», или, как ее называют иначе, икона Божией матери «Порт-Артурская». Вскоре эта икона была написана и отправлена в Порт-Артур. Но он к тому времени был уже осажден японцами, и попытки доставить туда икону закончились неудачей. Тогда ее отправили в Ставку Главнокомандующего генерала Куропаткина.

С неудачи духовного порядка начало войны было для России неудачным и в других отношениях. В марте 1904 г. около Порт-Артура произошло сражение между русской и японской эскадрами. По трагической случайности в самом начале боя на мине подорвался русский эскадренный броненосец «Петропавловск», на котором находился Главнокомандующий флота адмирал Макаров. Корабль затонул в считанные минуты. В числе погибших оказался и сам адмирал. Оставшись без руководства, наши корабли потерпели поражение. Гибель замечательного флотоводца адмирала Макарова была тяжелой, невосполнимой утратой. С его именем Россия обоснованно связывала надежду на победу в этой войне. Но гибель русской эскадры во многом предопределила дальнейшие поражения, так как после этого наши войска лишились поддержки с моря. Стратегическое положение русской армии и флота ухудшилось. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, японцы нанесли русским войскам тяжелое поражение под Мукденом и разгромили эскадру в Цусимском проливе.

Тем не менее, эти поражения не принесли Японии победы над Россией. С. С. Ольденбург писал: «Русская армия осталась и после него (Мукдена) грозной боевой силой, а японцы были сильно истощены, несмотря на победу. Они в последний раз воспользовались преимуществом своей более ранней готовности – и все же не добились решающего результата. Разговоры о Мукдене, как о небывалом и позорном разгроме, объяснялись политическими соображениями – показать негодность русской власти». (7)

После Мукдена японская армия уже не могла вести активные боевые действия. Экономика и финансы Японии были подорваны. Военные потери были огромны. «В боевых действиях Япония потеряла 270 тысяч человек, в том числе, 86 тысяч погибшими. Число погибших со стороны России было на 36 тысяч человек меньше. Экономическое и финансовое положение оставалось стабильным». (8)

В связи с этим, уже после Цусимского сражения, японский император обратился к президенту США Рузвельту с просьбой начать переговоры с Россией о заключении мира, так как Япония не в силах далее продолжать войну. (9)

Император Николай 2 не хотел заключать мира, понимая, что поражение Японии неизбежно и все зависит только от времени. И тем не менее он вынужден был пойти на мирные переговоры, так как в России началась внутренняя смута, которая оказалась опасней японских армий. Враги русской православной монархии спровоцировали революцию 1905 года. Русская Православная Церковь забила тревогу. «Идет тяжелая война, — писал в то время митрополит Антоний (Вадковский), — сплотиться бы всем надо в высоком самоотвержении, полном патриотическом чувстве, а вместо этого в земле нашей царит внутренняя смута. Родные сыны России под влиянием неведомых в старину пагубных учений враждою раздирают ее материнское сердце. Любви к Церкви нет, благоговение к власти исчезло… Вот где настоящее горе и несчастье России». (10)

Надо сказать, что на организацию антигосударственных выступлений были привлечены огромные иностранные средства. «Япония выделяет деньги на организацию забастовок и беспорядков в России, — пишет историк О. А. Платонов, — через подставных лиц и организации финансирует профсоюзные фонды поддержки бастующих… Кроме японских денег российские революционеры получают огромные суммы от антирусских организаций и отдельных лиц Европы и Америки».

Конечно, однозначно утверждать, что революционные беспорядки устраивались ради получения иностранных денег, не следует. Они стали возможными потому, что часть российского общества, заразившись социалистическим учением, решила построить государство по человеческому разумению, а не по Божественному дарованию, каковым является для России монархия, власть Божьего Помазанника – Царя. Такая позиция была следствием расцерковления, отступления от Православной веры. Люди пожелали жить «свободно», без евангельских законов, ограничивающих их в действии, поэтому, как говорил св. праведный Иоанн Кронштадтский о той ситуации, «вера слову Божию, слову истины исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать в большинстве изолгалась – для нее не стало ничего святого и досточтимого …, не стало повиновения детей родителям, учащихся – учащим …. Браки поруганы, семейная жизнь разлагается, твердой политики не стало – всякий политиканствует…, все желают автономии. Не стало у интеллигенции любви к Родине и она готова продать ее инородцам, как иуда продал Христа злым книжникам и фарисеям».(12)

Отступление от православной веры, забвение морально-нравственных принципов привело к возможности использовать иностранные деньги в российском революционном движении. И они использовались во весь размах, подкупая образованных русских людей и направляя деятельность на борьбу с православной монархической государственностью. Замечательный пастырь того времени протоиерей Иоанн Восторгов прямо писал о предательстве интеллигенцией национальных интересов во время русско-японской войны: «Никогда со времени начала Руси не обнаруживалось в такой степени в людях, считающих себя представителями русской мысли, отсутствие самого посредственного государственного разума, патриотизма и простой порядочности. Этот момент скорби и потрясений Отечества они сочли удобным, чтобы разрушать все устои власти и порядка… Они приветствовали и раздували каждую нашу неудачу, они заражали унынием идущие на битву войска; дошло, наконец до того, что русские студенты посылали приветствие Японскому микадо (по поводу японских побед – И. Е.), они же из Швейцарии послали в японскую армию генералу Куроки самую подробную карту Северной Маньчжурии, чтобы враги безошибочно наносили вред русскому воинству… Каины, Хамы и Иуды водрузили свои седалища в России.

Каины убивали лучших русских людей – царских слуг: убит Великий Князь Сергей Александрович, убит Бобриков в Финляндии, убит Плеве… Хамы радовались унижению Родины и издевались над ее страданиями… Иуды брали японские деньги… покупали на них оружие для восстания внутри России, устраивали забастовки рабочих на заводах, приготовлявших военные запасы, на верфях, строивших военные суда, на дорогах, перевозивших войска…» (13)

Сегодня можно со всей определенностью сказать, что кто бы и как ни оценивал итоги русско-японской войны, Государю Императору Николаю II следует воздать честь и хвалу уже за то, что в условиях откровенного саботажа, тайных политических интриг и морально-нравственного предательства со стороны либерального общества он сумел привести Россию к порогу победы, и только разгорающаяся революция 1905 года помешала довести эту войну до победного конца.

Рубрика размещения Колонка писателя Игоря Евсина. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.