«Откуда это множество людей, соединенных религией, законом, языком, обычаями, которое называется народом? Очевидно, что множество это народилось от некого меньшего племени, а племя произошло от семейства. Итак, в семействе … лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют Государством. Следственно, в семействе должно искать начатков и первого образа Власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе — Государстве. Именно: отец, который по естественному дару Божию имеет Власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый Властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни своей сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подВластный.
Но как Власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека; то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой Власти, а следовательно, и всякой последующей между человеками Власти, есть в Боге — Творце человека. Из Него, во-первых, по слову Божию, всяко отечество на небесех и на земле именуется (Еф. 3,15) ; потом, когда сыны сынов разродились в народ и народы, и из семейства возросло Государство, необъятное для естественной Власти отца, — Бог дал этой Власти новый, искусственный образ и новое имя в лице Царя, и таким образом — Его Премудростью Царiе Царствуют (Притч. 8,15); и далее, сколько бы ни продолжались и размножались народы, как бы ни изменялись Государства, всегда, посредством вседействующего Промысла, владеет Вышнiй Царством человеческим (Дан. 4,22).
Православная Церковь учит: «Первым Царем на земле был Адам, ровно как дети его были первыми природно-подданными его. Затем, явилось на земле другое и третье семейство. В каждом семействе считалось членов до сотни и более: тут были и дети, и внуки, и домочадцы. Отец семейства назывался «патриархом» и был для своей семьи, как для маленького Государства, и Государем, и судьей, и военачальником в случае нападения врагов. Потом из больших семейств составились народы, из народов образовались Государства, а совместно с этим из Власти патриарха [как главы семейства] возникла Власть законодателя, судьи и, наконец, Царя. [Внимание! Не путать понятия: патриарх-Царь и патриарх-священник! У них различные служения Богу, а значит и различны Властные полномочия и сопутствующая их служению благодать Божия. Кто у священнослужителя, даже имеющего титул патриарха, видит Царские Властные полномочия, тот совершает, по бесовскому наущению, незаконное возвеличивание патриарха-священнослужителя (Царского холопа!) до патриарха-Царя; тот поврежден ересью папизма. Ни один священник не наделен Богом господскими (Царскими) полномочиями над стадом Христовым! Это Царiе Царствуют, а священники, и патриархи в том числе, обязаны пасти Божие стадо, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1Петр. 5,2-3).
К слову сказать, первым священнослужителем стал Аарон, очень дальний потомок патриарха-Царя Адама, и сразу же было указано служителю Бога (Аарону) его место возле Царя (Моисея), а не место Царя возле священнослужителя. Господь Бог сразу же установил четкое разделение между Царской и священнической Властью: ты (Моисей) будешь ему (Аарону) говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога (Исх. 4,15-16). То есть Царь, тем более Царь-Богопомазанник, дан Богом всем служителям Бога вместо Себя.
Посему … мысль наша естественно обращается к жизни общества и целого Государства. Здесь же она первее всего встречается с божественным происхождением верховной, или Царской, Власти. Что богодарованная Власть отца в каждой семье, то от Бога же Власть Царя во всенародной, или Государственной, семье. И как не отец сам сочинил себе Власть в отношении к детям и не дети дали или предоставили ему эту Власть, но Бог, но Творец всех, вместе с сотворением человека благословивший его отцовскою Властью над детьми: так и верховная, Царская Власть — Божие дарование и Божие благословение»
Во времена неведения, когда люди забыли Творца своего и общества человеческие не познавали своего Владыки, Бог — вместе с другими тайнами Своими — и тайну происхождения предержащей Власти даже чувственным образом представил пред очами мира в избранном для сего народе еврейском, именно: в патриархе Аврааме чудесно вновь сотворил Он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и Царство; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам Царствовал над сим Царством (1Цар. 8,7); наконец, Сам воЦарил над ним Царей, продолжая и над Царями чудесные знамения Своей верховной Власти.
Посему Бог и называется Царь Царствующих и Господь господствующих, Имже Царiе Царствуют. ВЫШНIЙ ВЛАДЕЕТ ЦАРСТВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ И ДАЕТ ЕГО, КОМУ ХОЧЕТ.