Где они — положительные герои?

1. Салам даг.

Прошло почти два года, как по НТВ показали передачу с участием известного кинорежиссера Никиты Михалкова и так называемого галериста Марата Гельмана. В этой передаче Михалков высказал мысль о том, что деятельность Гельмана по своему характеру — антирусская, антинациональная, антихристианская. Особое внимание Никита Сергеевич обратил на то, что «гельмановщина» крайне негативно влияет на мироощущение русской молодежи, «вымывает из-под нее почву», лишает стержневого смысла бытия, лишает патриотизма.

Казалось бы, после этого выступления в СМИ и в интернете должна развернуться дискуссия по животрепещущей проблеме национально-патриотического воспитания, которую как раз в то время в одной из своих программных статьей обозначил Владимир Путин. Однако СМИ откровенно замолчали выступление известного кинорежиссера, а в интернете, в основном обсуждали личные качества Михалкова и Гельмана.

А жаль! Поднятая Никитой Сергеевичем тема настолько серьезна, что требует самого пристального внимания общественности. Почему так? Потому что, не воспитывая в своих детях любви к России, мы лишаем будущего, как самих детей, так и собственно нашу родину — Россию. Вся политические и экономические реформы, все инновации, «наноновации» и модернизации обессмысливаются, если их будет некому претворять в жизнь. Ведь молодежь не станет заниматься чем-то серьезным ради возрождения былой мощи России, хотя бы потому, что у этой самой молодежи воспитывают брезгливое отношение к Родине. Помнится, в той самой передаче по НТВ Михалков продемонстрировал гельмановское «творение» на котором изображен строй русских солдат, пред которым офицер свершает содомское насилие над рядовым солдатом. А под этим изображением крупными буквами написано — «Слава Росии!». И это глумливое оскорбительное изображение кочует с одной гельмановской выставки на другую и — ничего. С Гельмана — как с гуся вода. Краснодарский губернатор Ткачев хотел даже его выставку в самом Краснодаре провести.

А теперь представьте себе — что было бы с Гельманом, если бы он сотворил точно такое изображение, только действующие лица были бы наряжены в национальные воинские костюмы чеченцев, а под изображением написано — «Слава Чечне!».

Выражение «Слава России» для нынешних молодых парней стало пустым звуком. Это подтверждается хотя бы тем, что практически никто из них не желает служить России, всячески избегая призыва в армию. А ведь раньше, помнится, служба в армии была священным долгом и почетной обязанностью. Тех ребят, которые не служили в армии и за мужчин-то не считали. И вот что интересно — в той Чечне, Ингушетии или Дагестане матери несут в военкомат подарки ради того, чтобы их сыновей обязательно взяли на службу. У нас у русских — в точности наоборот…

Не желая исполнять священный долг и почетную обязанность служения в армии наши отпрыски, подрастая, не желают исполнять и остальные обязанности. Семейные, общественные, социальные и уж тем более государственные. Служить чиновником для них престижно только потому, что у него сверхвысокая зарплата, а не потому, что чиновник есть представитель народной элиты, которая призвана служить народу.

И вот что страшно — кавказцы, глядя на то, как русскими помыкают ничтожные Гельманы, решают, что им, храбрым, гордым, свободолюбивым тем более можно с пренебрежением относиться к русским. Как же! Ведь, кавказцы не заставляют своих женщин делать аборты, не сдают своих детей в детдома, а стариков в дома престарелых. Не пропивают зарплату, обрекая семью на жалкое существование. Они всегда могут постоять за себя и за своих близких.

На упомянутой передаче Никита Михалков продемонстрировал Гельмановский коллаж, на котором перед лежащим кавказцем склонили голову русские мальчишки, а на их бритых головах написано «Салам даг», то есть «приветствуем тебя, горец». Что здесь скажешь? С одной стороны, для русской молодежи — это унижение. А с другой стороны — повод задуматься над собственными недостатками — слабоволием, трусостью и отсутствием таких понятий, как честь, долг, ответственность, с отсутствием здорового чувства национальной гордости за принадлежность к русскому народу — к великороссам.

В 2008 г в 14 муниципальных образованиях Костромской области был проведен социологический опрос школьников в возрасте от 12 до 20 лет. Результаты ошеломляющие. Большинство опрошенных крайне низко оценивает готовность и способность своих сверстников занимать активную жизненную позицию и включаться в социальную деятельность. Особенно негативно оцениваются такие качества, как «ответственность» (84,9%), «социальная активность» (82,8%), «патриотизм» (79%).

 

2.Воспитание потребителя.

 

На Кавказе практически в каждом селении имеется обелиск с именами земляков погибших за Россию в Великой Отечественной войне. Скачет мимо обелиска конный — останавливается, сходит с коня и снимает папаху. Идет пеший — останавливается и тоже снимает папаху, выражая свое почтение перед павшими. Салам даг!

А у нас перед обелисками и памятниками — бутылки, шприцы да окурки… А несколько лет назад на Вечном огне в честь павших героев школьники сожгли пожилого человека! Куда дальше?!

Собираясь написать эту статью, я провел опрос одиннадцатиклассников из разных, но престижных школ. Спросил — каких героев Великой Отечественной войны они могут назвать? Ответ был один — Жуков. Спросил точнее — знают ли они о подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина, Александра Покрышкина, Олега Кошевого? Оказалось — не знают.

Тогда я заглянул в учебник истории для одиннадцатого класса. Все стало понятно. Этих имен в учебнике нет. Жуков есть, а других героев нет. Великая Отечественная война представлена теоретически — тактикой и стратегией отступлений и наступлений советских войск.

Тех же школьников я спрашивал о том, благодаря чему мы выиграли войну. Их представление оказалось весьма смутное… Они даже не знают кто поднял знамя над Рейхстагом, более того даты начала и окончания войны не знают!

В ходе опроса выяснилось так же, что у них весьма смутное представление и об Александре Невском, Димитрии Донском, Кутузове, Суворове, а также о знаменитых русских ученых, мореплавателях, путешественниках, деятелях искусства и культуры.

Впрочем, здесь нечему удивляться. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» были определены такие приоритетные направления образования, как формирования у школьников правового самосознания, толерантности, способности к «активной адаптации на рынке труда». Патриотическое воспитание оказалось на задворках. Бывший министр образования Андрей Фурсенко задачу современной школы сформулировал так: «Советская школа воспитывала творца, а мы должны воспитать потребителя». То есть задача школы, по мнению представителя государства — это взращивать российских школьников в рамках западной материалистической идеологии. А концепция глобального образования, которая внедряется в учебных заведениях стран Западной Европы и Америки, предусматривает приобщение учащихся к неким «общечеловеческим ценностям» — свободе, правам человека, толерантности, но никак не воспитание патриотизма. Ну да ладно — может у них там менталитет такой, потому они и проиграли всевозможные войны с Россией, стремясь к ее завоеванию.

У нас же разрушение прежней (причем лучшей в мире) системы школьного образования привело к тому, что, не усвоив ценностей патриотизма и коллективизма, молодое поколение сформировалось на ценностях индивидуализма и эгоизма. А образовавшуюся пустоту в душах школьников стала заполнять пропагандируемая повсюду «массовая культура» с ее культом насилия, секса и антиинтеллектуализма. Молодежь стала безразличной к духовно-нравственным ценностям. Материальные ценности для нее стали важнее моральных. Деньги, квартира, машина, фазенда, возможность жить «красиво» стали смыслом деятельности подавляющего большинства наших молодых людей. А если достижению этих целей препятствуют такие чувства, как ответственность за других, справедливость, совестливость, значит надо освобождаться от этих чувств. И такое понятие, как долг перед Родиной, у современного поколения уже отсутствует. Патриотизм в стране выродился настолько, что стало совершенно реальным опасение, что в случае опасности защищать Россию никто не захочет. Или захочет, но только за очень-очень большие деньги и с условием не класть свою жизнь за Отечество.

Дело зашло настолько далеко, что проблемой патриотического воспитания совершенно естественно озаботилось государство, которое никто не желает защищать. При непосредственном участии президента Путина принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы». Она в отличие от провалившихся двух предыдущих программ может дать реальные позитивные результаты, поскольку возрождает положительный опыт советского патриотического воспитания. И что особенно важно — эта программа предполагает системное, комплексное патриотическое воспитание на всех государственных и социальных уровнях с привлечением деятелей искусства и культуры, а также средств массовой информации. Казалось бы, можно облегченно вздохнуть. Однако…

 

3. Где они — положительные герои?

 

Однако не может не беспокоить тот факт, что в программе нет ни слова о внесении славных имен и деяний наших соотечественников в школьные учебники по истории. И уж тем более нет никаких подвижек к тому, чтобы увеличить количество часов на их изучение. Кроме того, не прописаны механизмы изменения политики в отношении освещения патриотических тем в СМИ. К примеру, выпуски наших теленовостей на 90% состоят из чрезвычайных происшествий, катастроф, убийств, изнасилований и совершенно умалчивают о позитивных событиях в нашей стране. Различные программы, например, «Встать, суд идет», «Пусть говорят», «Давай поженимся» и другие нацелены на то, чтобы взращивать в молодежи такие качества, как сутяжничество, сплетничество, мелочность, меркантильность, цинизим. Практически во всех юмористических передачах осмеиваются лучшие человеческие качества — мужество, жертвенность, бескорыстие, целомудрие. Охаивание и опошливание всего и вся — вот задача юмористических шоу на нашем телевидении. Что уж говорить о рекламных роликах, в которых неизвестно чего больше — пошлости или откровенного издевательства над здравым смыслом. Нет ни документальных, ни художественных фильмов о героях, как прошлого, так и нынешнего времени, об исторических достижениях нашего народа и о современных достижениях россиян (а они, несмотря ни на что все-таки есть).

Наша власть создала специальный международный телеканал, который в мировом эфире поднимает имидж России в глазах иностранцев. Однако поднять имидж России в глазах собственных граждан и прежде всего молодежи, государство, по-видимому, не собирается.

Главные темы российских СМИ — смакование воровства и бандитизма, убийств и насилий, проституции и педофилии. А о людях, которые живут среди нас и каждый день совершают большие и маленькие добрые дела говорить не принято. А ведь главная цель в воспитании патриотизма у молодежи это по большому счету формирование потребности совершать добрые дела. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется, причем на примере положительных героев. А что у нас? А у нас СМИ просто пестрят антигероями — ворами, бандитами, проститутками. Извращенки и кощунницы из PussyRiot стали нашими национальными героями…

Причем замалчивание положительных героев, гордости России происходит целенаправленно. К примеру, 9 ноября 1912 года скончался всемирно известный и практически неизвестный современной российской молодежи ученый-математик С. М. Никольский. «Гений нашего времени, гордость мировой науки» — так охарактеризовали его западные СМИ. А российские государственные телеканалы даже не сообщили о его кончине. Зато информации о катастрофах, было хоть отбавляй. Для чего это делается? Для того, чтобы у нашей молодежи вместо патриотизма, который вдохновляет на свершение малых и больших добрых дел, вызвать чувство безысходности, обреченности, безволия, апатии.

Не мной замечено, что по существу положительного героя и выдумывать-то не надо. Есть в нашей жизни герои-путешественники, МЧСовцы, милиционеры, военнослужащие. Герои- труженики, матери-героини, молодые юноши и девушки свершающие малые и большие героические поступки. Однако информации о них в СМИ нет. Нет о них ни книг, ни фильмов, ни резонансных общественных мероприятий по их чествованию. О них не говорят ни в школах, ни в вузах, и уж тем более в трудовых коллективах.

А ведь уже год прошел, как принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы». И где же оно — системное, комплексное патриотическое воспитание на всех государственных и социальных уровнях с привлечением деятелей искусства и культуры, а также средств массовой информации? Нет этого, а потому будущее нашей молодёжи и в целом будущее России оптимизма не вызывает.

Игорь ЕВСИН

Рубрика размещения Колонка писателя Игоря Евсина. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.