Доносы на Григория Распутина

Документальные-свидетельстваДонесение Тобольской Консистории

о. Петра Ост­роумова, священника слободы Покровской:

«Распутин совершил кратковременную поездку в Петербург в марте месяце н. г. С 19 числа этого месяца проживает в селе Покровском, занимаясь делами по ведению своего крестьянского хозяйства. Религиозное настроение Распутина, по-видимому, не изменяется. На богослужение в церковь он ходит по-прежнему почти неопустительно. На последней седмице Вели­кого Поста он говел, но исповедь его была чисто формальная. В доме у Распутина с января месяца проживала петербургская генеральша Ольга Лахтина (она была и гостила у Распутина и в предшествующие годы), почитательница Распутина с 1905 года. Лахтина на религиозной почве пришла в состояние, близкое к невменяемому, и открыто называла Рас­путина Богом и выражала настойчивое желание, чтобы и другие верили в божественность Распутина, грозя за неверие Божьей карой.

Около 23 или 24 числа апреля Лахтина от Распутина из Покровско­го уехала. Как слышно было, из-за каких-то неприятностей, вышедших у нее с женой Распутина. Распутин говорил, что он собирается в мае меся­це ехать в Петербург. Как выяснилось, в Петербург Распутин не поехал, но 17 мая на пароходе «Ласточка» выехал в Тобольск для следования на богомолье в Абалакский монастырь… (неразборчиво)… Вместе с сими сведениями посланы были брошюры, изданные Распутиным: 1. «Вели­кие дни Торжества в Киеве», которая есть у епархиального начальства, и 2. «Благочестивые размышления». Последняя брошюра была мною полу­чена по усиленной просьбе, и только в одном экземпляре, каковой я и предоставляю Преосвященнейшему Евсевию; экземпляра этой брошю­ры у меня на руках нет – и пока достать не могу; Распутин дает ее толь­ко избранным.

1912 г. 12 мая

Священник П. Остроумов».4

[Вскоре на Тобольскую кафедру был назначен епископ Алексий (Молчанов), по инициативе которого делу был дан новый ход]

 

Епископу Тобольскому и Сибирскому Алексию.

Рапорт

Во исполнение приказаний, данных бывшим Преосвященным То­больским епископом Евсевием, о ежемесячном предоставлении сведе­ний о местожительстве и действиях кресть­янина слободы Покровской Григория Распутина имею честь почтитель­но доложить о нем Вашему Преосвященству, на основании донесения Покровского причта за июнь месяц, [следующее:] в начале июня месяца Распутин был дома в селе Покровском. 7 июня к нему приехала на паро­ходе, шедшем из Тюмени, дочь Матрена, с нею вместе: жена дворянина Смоленской губ. гор. Поречье Зинаида Леонидовна Манштет и крестьянская девица Акилина Никитина Лобчинская (так в тексте. – О. Платонов) Могилевск. губ., Боровского уезда, проживающая в С.-Петербурге – се­стра милосердия. Вскоре Манштет уехала, Лобчинская же до сего време­ни живет в доме Распутина.

20 июня на пароходе из Тюмени к Распутину приехал Преосвящен­ный епископ Каргопольский Варнава и с ним иеромонах, имеющий на­граду – золотой наперстный крест.

Гости эти были встречены на пароходной пристани Распутиным, его братцами и сестрами и всей его семьей. Как только показались на паро­ходе епископ и иеромонах, Распутин и вся его семья запели Тропарь пятидесятницы. Встретясь с Распутиным, епископ благословил его и затем они трижды облобызались, облобызался с Распутиным и о. иеро­монах.

Благословив остальную братию Распутина, епископ Варнава и иеро­монах сразу же сели на приготовленный экипаж: е. Варнава в ряд с Рас­путиным, а иеромонах напротив – ниже на облучок. Уехали с пристани в дом Распутина, братцы и сестры, и семья Распутина также торопливо села на другой экипаж и следом за первым отправилась с пристани в дом Распутина.

Гости Распутина епископ Варнава и его иеромонах ездили и ходили по селу Покровскому, вместе с Распутиным были в гостях у братцев Рас­путина: Николая… (неразб.) … Ильи, Александра, а также у местных тор­говцев, у волостного писаря и начальника почтового отделения. Но сво­ей братии по священству посещением своим епископ Варнава и иеромо­нах не удостоили. Погостив два дня у Распутина, епископ Варнава и о. иеромонах 22 июня на пароходе отбыли из села Покровского, а с ними и сел Распутин – в Тюмень, а затем и в Россию. Провожали его на при­стани все братцы и сестры, но без пения. Когда народ отошел от приста­ни, епископ Варнава вышел на балкон парохода, с него благословлял всех стоявших на берегу реки братцев и сестер Распутина и других жи­телей кр[естьян]. слободы Покровской. Распутин, уехав с епископом Варнавой в Россию, возвратился оттуда в слободу Покровскую 7 июля, а 10 июля снова отправился на пароходе – до г. Тобольска.

Вр. Исполняющий

Обязанности благочинного

Священник Александр Киановский.

11 июля 1912 г.5

 

Лист 84-87

 

Совершенно секретно.

Указ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКАГО,

из Тобольской Духовной Консистории,

священнику Слободо-Покровской церкви, Тюменского уезда, Феодору Кунгурову.

По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Тобольская Духовная Консиситоия, препровождая при сем копию отзыва быв. инспектора Тобольской Духовной Семинарии Д. Березкина, предписывает Вам, во исполнение предложения Его Преосвященства, в возможно непродолжительном времени секретно сообщить Его преосвященству подробныя, точныя и верныя сведения о жизни, деятельности и учении крестьянина сл. Покровской Григория Распутина-Новых по вопросам, намеченным в препровождаемом отзыве г. Березкина, произведя с этой целью совершенно секретное дознание и наблюдение о Григории Распутине.

1912 года, Сентября 27 дня.

Член Консистории протоиерей Дмитрий Смирнов

Секретарь [подпись неразборчиво]

Епископ Алексий

Резолюция епископа Алексия:

Секретно.

В Тобольскую Духовную Консисторию.

Дело о крестьянине Григории Новом, переданное мне Г. Товарищем Обер-Прокурора Св. Синода требует окончания. Мой предшественник…. <…> [Далее следует изложение позиции епископа Алексея, суть которой и его предложения представлены в нижеследующем докладе Тобольской Духовной Консиситории]

Алексей епископ Тобольский и Сибирский 1912. Сент.19 (?)

Исполнено: 1912 г. Сентября 27 дня священнику Ф. Кунгурову

Лист 93

[вверху печать «Тобольская Духовная Крнсистория 12 Ноя. 1912 № 7687]

[резолюция Епископа Алексея от руки черными чернилами сверху печатного текста]:

1912 г. Ноября 12. Прошу Консисторию привести на справку рапорт Покровского причта о пожертвованиях кр. Г. Нового в свою приходскую церковь, т.е. дополнить это дело и вновь доложить мне [подпись] АЕТ [Алексий, Епископ Тобольский]

[далее текст на бланке]

По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Тобольская Духовная Консистория слушали: доклад о нижеследующем: Согласно предложения Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Алексия, Епископа Тобольского и Сибирского от 19 Сентября сего года за № 6216 Консистория указом от 27 того же Сентября за № 11 предписала священнику сл.-Покровской церкви Феодору Кунгурову в возможно непродолжительном времени секретно сообщить Его Преосвященству подробные, точные и верные сведения о жизни, деятельности и учении крестьянина сл. Покровской Григория Распутина-Новых по вопросам, намеченным в отзыве инспектора Семинарии г. Березкина, произведя с этой целью совершенно секретное дознание и наблюдение о Григории Распутине. (В этом месте в приложенной копии вставлено предложение «Отзыв г. Березкина для руководства был в копии препровожден о. Кунгурову»). Во исполнение данного поручения о. Кунгуров рапортом от 5 Октября с.г. за № 225 донес Его Преосвященству, что сведений подробных, точных и верных о жизни, деятельности и учении кр. Григория Распутина-Новаго он дать никаких не может, во-первых потому, что Гр. Распутина он лично узнал всего лишь с 27 Июля сего года, со дня приезда его к месту служения в сл. Покровскую и, во-вторых, потому, что обличить человека в принадлежности к такой тайной секте, как хлыстовство, требует от следователя не только знания сектантства, но и особой опытности. Он же, о. Кунгуров, ни опытностью, ни сектоведением не обладает. Резолюция Его Преосвященства с преподанием руководственных указаний о. Кунгурову было вновь поручено выполнить данное ему Епископом поручение. Священник о. Кунгуров рапортом от 22 Октября за № 236 вновь просил Его Преосвященство сложить с него обязанности по секретному дознанию над кр. Григорием Распутиным-Новым, так как он, о. Кунгуров, в Покровском приходе человек совершенно новый и с личностью Гр. Распутина мало знаком. Вследствие сего резолюцией Его Преосвященства данное о. Кунгурову поручение было предложено исполнить причту Покровской церкви, т. е. о. Петру Остроумову, о. Ф. Кунгурову и диакону Вл. Брянцеву. О. Кунгурову за ослушание сделан строгий выговор. Причт сл.-Покровской церкви рапортом от 31 Октября за № 243 донес Его Преосвященству следующее: – «В усадьбе, на которой помещается дом, в коем живет крест. Григорий Распутин-Новый, – службы при доме – баня, амбары, скотный двор с сараями и проч. Постройки, какого либо особого помещения для устройства в нем сектантских радений нами не замечено. Картин символического содержания как «Ликовствование», «Излияние благодати», «Всевидящее Око с парящими окрест его ангелами в трех кругах» в доме Распутина-Нового мы не видели. В жилых комнатах дома Распутина-Нового находятся иконы Спасителя, Св. Николая Чудотворца, изображения Пресвятой Богородицы Казанския, Всех скорбящих Радосте, Млекопитательницы, двунадесятых праздников Преображения Господня, Крещения Господня, Св. Троицы и другие иконы. Из богослужебных книг Православной церкви в доме Распутина-Нового мы не видели ни одной, видели у него молитвослов. Из книг Св. Писания есть у Распутина Новый Завет с псалтирью, имеется у него в доме Библия на русском языке. Тетрадок рукописных стихов, так называемых «духовных распевцев» в доме Распутина мы не замечали. Знает ли Распутин-Новый изложенное в конце отзыва г. Березкина сектантское еретическое учение о лице Единаго Сына Божия, Иисуса Христа, о церкви православной, о природе человека и прч… (так) и мыслит ли он так нам не известно.»

На этом рапорте сл.-Покровского причта Его Преосвященством положена следующая резолюция: – «1912 г. Ноября 3 дня. Под влиянием печати и я во дни оны был плохого мнения о кр. Григории Новом, пока не узнал его лично. Григория Нового я видел дважды у себя в Тобольске, видел его в селе Покровском, был у него, кр. Нового в доме. Я по-долгу (так) беседовал с ним, разговаривал о нем с другими, людьми его хорошо знающими. Я основательно изучил дело, затеянное Пр. Антонием Коржавиным и до сих пор не оконченное, хотя бы кончить его мог Пр. Евсевий, даже обязан был сделать это. Из всего вышеуказанного я вынес такое впечатление, что только одно грубое невежество в деле разумения сект и сектантов могло быть причиною того, что о Гр. Новом возникло дело о принадлежности его к секте хлыстов. Г. Березкин своим умелым отзывом и показал это, т. е. что из затеянного о Гр. Новом дела не видно, чтобы он принадлежал к секте хлыстов, что есть ясные признаки хлыстовства, которых однако в деле о Гр. Новом совсем нет. Я с своей стороны считаю кр. Григория Нового православным христианином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущим правды Христовой, могущим подавать при случае добрый совет тому, кто в нем нуждается.

Григорий Новый, насколько мне известно, заботится об украшении своего сельского храма и улучшении причта. Прошу Консисторию рассмотреть это дело, и заготовить отзыв и доложить мне вне очереди». 1912 г. Ноября 3.

Не могу не присовокупить к сему, что Тобольская епархиальная власть настоящим делом сыграла в руку всем врагам Престола русского, Царя и Его Августейшей Семьи. Так это дело поняли враги Русского Самодержавия, разные господа Гучковы et tutti quanti… Прежде чем начинать это дело, надо было подумать и о его последствиях».

Дополнительно Его Преосвященством сдано было в Консисторию донесение причта сл.-Покровской церкви от 9 Ноября за № 249 о пожертвованиях кр. Гр. Новых в Покровскую церковь. В 1906 году в октябре месяце приложил к чтимой иконе спасителя «Тарханской» нательный золотой крест с рельефным распятием с золотою же цепочкою весом 9 золотников; в 1907 году в Апреле месяце внес в церковную кассу на постройку церкви в сл. Покровсой пять тысяч руб.; в 1908 году в Ноябре месяце пожертвовал серебряный 84% золоченый напрестольный крест весом 1 фунт и 84 золотника – крест художественной работы с чеканным оксидированным распятием, украшенный камнями, ценою 90 руб.; с 1909 по 1910 гг. Григорий Новых пожертвовал четыре серебряных вызолоченных елейных лампады, все весом 4 фунта 15 золотников. Других пожертвований от Гр. Новых не поступало.

СПРАВКА. Предложением Преосвященного Антония, Епископа бывшего Тобольского от 1 Сентября 1907 года за № 4952, на основании имевшихся в распоряжении Его Преосвященства документов и сведений, поручено было противораскольническому миссионеру, священнику Никодиму Глуховцеву произвести предварительное дознание, а если обвинение подтвердится, то и формальное следствие о принадлежности кр. Гр. Распутина к секте хлыстов. Произведенное о. Глуховцевым следствие передано было для отзыва инспектору Семинарии Д. М. Березкину, который нашел, что следствие произведено слишком формально и неполно, что необходимо обратить дело к новому доследованию, поручив таковое не противораскольническому, а противосектантскому миссионеру. Согласно такого отзыва Тобольское Епархиал. Начальство постановило: — обратить следственное дело о Гр. Распутине к новому доследованию и просить г. Березкина принять на себя обязанность дополнения этого следственного дела. На этом дело остановилось, дополнительного следствия произведено никем не было, — почему – из дела не видно.

ПРИКАЗАЛИ. Принимая во внимание, что возбужденный Преосвященным Антонием, Епископом быв. Тобольским вопрос о принадлежности кр. Сл. Покровской Григория Распутина-Нового к секте хлыстов внимательно рассмотрен Его Преосвященством, Преосвященнейшим Алексием, Епископом Тобольским и Сибирским по данным следственного дела, на основании личного наблюдения кр. Гр. Новаго и на основании сведений, полученных о нем от людей его хорошо знающих и что по таком личном обследовании этого дела Его Преосвященство считает кр. Григория Распутина-Нового православным христианином, человеком духовно-настроенным и ищущим правды Христовой, Консистория полагала бы: – доложенную переписку принять к сведению и дело о кр. сл. Покровской Григории Распутине-Новом дальнейшим производством прекратить и почислить оконченным.

Но предварительно протокол сей представить на утверждение Его Преосвященства.

Члены Консистории: [далее подписи] протоиерей Димитрий Смирнов.

протоиерей Михаил [фамилия неразб.]

протоиерей Евгений Фениксов

протоиерей Григорий [фамилия неразб.]

Секретарь Як. (?) Афанасьев

[приписка в конце от руки чернилами] Подписано 29 Ноября

Свящ. П. Поникаровским не подписано за отсутствием по делам службы.

 

Резолюция, наложенная Преосвященным Алексеем, Епископом Тобольским и Сибирским на рапорте причта сл-Покровской церкви.

«Под влиянием печати и я во дни оны был плохого мнения о крестьянине Григории Новом, пока не узнал его лично. Григория Нового я видел дважды у себя в Тобольске, видел его в селе Покровском, был у него, крестьянина Григория Нового в доме. Я подолгу беседовал с ним, разговаривал о нем с другими, людьми его хорошо знающими. Я основательно изучил дело, затеянное Преосвященным Антонием Коржавиным и до сих пор не оконченное, хотя бы кончить его мог Преосвященный Евсевий, даже обязан был сделать это. Из всего вышеуказанного я вынес такое впечатление, что только одно грубое невежество в деле разумения сект и сектантов могло быть причиною того, что о Григории Новом возникло дело о принадлежности его к секте хлыстов. Г. Березкин своим умелым отзывом и показал это, т. е. что из затеянного о Григории Новом дела не видно, чтобы он принадлежал к секте хлыстов, что есть ясные признаки хлыстовства, которых однако в деле о Григории Новом совсем нет. Я с своей стороны считаю крестьянина Григория Нового православным христианином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущим правды Христовой, могущим подавать при случае добрый совет тому, кто в нем нуждается.

Григорий Новый, насколько мне известно, заботится об украшении своего сельского храма и улучшении причта. Прошу Консисторию рассмотреть это дело, и заготовить отзыв и доложить мне вне очереди.

1912 г. Ноября 3.

Не могу не присовокупить к сему, что Тобольская епархиальная власть настоящим делом сыграла в руку всем врагам Престола русского, Царя и Его Августейшей Семьи. Так это дело поняли враги Русского Самодержавия, разные господа Гучковы et tutti quanti… Прежде чем начинать это дело, надо было подумать и о его последствиях».

 

Лист 99.

12 Дек. 1912 г.

№8491

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ

Господину Товарищу Обер-Прокурора Св. Синода

Петру Степановичу ДАМАНСКОМУ

ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО,

Милостивый Государь,

Петр Степанович.

При отъезде моем в Июне сего года к новому месту служения в г. Тобольск Вы вручили мне секретное дело Тобольской Духовной Консистории по вопросу о принадлежности крестьянина слободы Покровской, Тюменского уезда, Григория Распутина-нового к секте хлыстов.

Я основательно изучил следственное дело о Григории Новом. Проезжая по Тюменскому уезду для обозрения церквей епархии, я останавливался в сл. Покровской и подолгу здесь беседовал с кр. Гр. Новым о предметах его веры и упования, разговаривал о нем с людьми его хорошо знающими, я дал ему возможность быть дважды у меня в Тобольске и здесь я испытывал его религиозные убеждения. Из всего вышеуказанного я вынес впечатление, что дело о принадлежности кр. Гр. Распутина-Нового к секте хлыстов возбуждено в свое время без достаточных к тому оснований и с своей стороны считаю кр. Гр. Распутина-Нового православным христианином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущим правды Христовой, могущим подавать при случае добрый совет тому, кто в не нуждается.

В дополнение к своим личным впечатлениям по сему делу я предложил причту сл. Покровской церкви доставить мне точные, подробные и верные сведения о жизни, деятельности и учении кр. Гр. Нового. Причт мне донес, что ни в обстановке – домашней и усадебной, – ни в образе жизни кр. Гр. Нового и его семьи – ему, причту, не приходилось наблюдать, видеть и слышать что либо такое, что указывало бы на принадлежность кр. Гр. Нового к хлыстовству. По донесению того же причта, Григорий Новый заботится о свое приходском храме. Так он пожертвовал 5000 руб. на построение нового храма в сл. Покровской, пожертвовал в приходской храм серебряный 84% золоченный напрестольный крест, четыре серебряных вызолоченных лампады и приложил к чтимой иконе Спасителя массивный нательный золотой крест.

Передав это донесение сл. Покровского причта Тобольской Духовной Консистории, я с сообщением своих личных наблюдений и исследований о кр. Гр. Новом, предложил Консистории рассмотреть дело о кр. Гр. Новом в связи с новыми данными и доложить мне. Консистория протокольным определением своим от 29 Ноября сего года постановила: «Принимая во внимание, что вопрос о принадлежности кр. Сл Покровской Григория Распутина-Нового к секте хлыстов внимательно рассмотрен Его Преосвященством, Преосвященнейшим Алексием, Епископом Тобольским и Сибирским по данным следственного дела, на основании личного наблюдения кр. Гр. Нового и на основании сведений, полученных о нем от людей его хорошо знающих и что по таком личном обследовании этого дела Его Преосвященство считает кр. Гр. Распутина-Нового православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой, – дело о кр. Сл. Покровской Григории Распутине-Новом дальнейшим производством прекратить и почислить оконченным». Такое определение Консистории и мною того же 29 Ноября утверждено.

Об изложенном имею честь сообщить Вашему Превосходительству к сведению.

Призывая на Вас благословение Божие, с истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть

ВАШЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА [подпись] Епископ Алексей.

 

[В 1917 г. после февральского переворота Чрезвычайная Следственная Комиссия Временного правительства поручила профессору кафедры сектанства Московской Духовной академии, приват-доценту Московского Университета Илье Михайловичу Громогласову дать свое заключение по поводу принадлежности крестьянина Григория Распутина к секте хлыстов. Профессор Громогласов, изучив материалы следственного дела, а также все, что было написано самим Григорием Распутиным, «не усмотрел в действиях и помыслах Распутина признаков хлыстовства».6]

Ссылки:

Приложение IV. Тобольской Духовной консистории секретное дело.

ГАРФ, фонд 1467, ед. хр. 479 а, лист 1-107
Смирнов В., Смирнова М. Неизвестное о Распутине. P.S. Тюмень: Издательский дом «Слово», 2006. С. 54; со ссылкой на ГАТО, ф. И-239, оп. 1, д. 90, л. 199.
Смирнов В., Смирнова М. Неизвестное о Распутине. P.S. Тюмень: Издательский дом «Слово», 2006. С. 54-56; со ссылкой на ГАТО, ф. И-239, оп. 1, д. 90, л. 200-201.
Платонов О. А. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина. М: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. С. 139-141; со ссылкой на: ТФГАТО, ф. 156, оп. 29, д. 2314, л. 8-9.
Платонов О. А. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина. М: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. С. 141-142.
Смирнов В., Смирнова М. Неизвестное о Распутине. P.S. Тюмень: Издательский дом «Слово», 2006. С. 47.

Рубрика размещения Колонка писателя Игоря Евсина. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.