О канонизации Царя Павла I

paul_i_russia_350Известно, что святой Царь Николай Второй предполагал на Церковном соборе канонизировать Императора Павла Первого.

Причины тому были следующие.

1. Благоверный Император Павел Первый широко почитался и Царствующим Домом и простым народом

2. Начало церковному почитанию Императора Павла Первого было положено Царем-Освободителем Александром Вторым

3. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Всеавгустейший Родитель Императора Николая Первого, Император Павел Петрович, как любил Церковь Святую, как чтил святые уставы ее и сколько сделал для блага ее. Немногие из Царей русских, подобно Ему, послужили Церкви Божией».

Чтил Преподобный Серафим и Супругу Императора Павла Первого – Императрицу Марию Феодоровну. Говоря о Их Сыне, Императоре Николае Первом, Преподобный Серафим свидетельствовал: «Род спасается, что речем триех ради, а в Его Государевом Роду посмотрите-ка, ваше боголюбие, сколько святых мощей от Его венценосной плоти и крови; мню, что не один десяток Угодников Божиих, так все они молитвенники за Род Его и Его Священную Особу Императорскую. Вот хотя бы и Августейшая Родительница Его Благочестивейшая Государыня Мария Феодоровна, Она как мать родная для всех сирот и бедствующих, а это ведь святых только Жен Богомудрых дело и если то велико в простом человеке, тем более в Священной Венценосной Царской Особе угоднее Богу…».

Если какой-либо усопший человек является молитвенником за живых, то это значит, что он угодил Богу своей земной жизнью и помещен ныне в Царство Небесное. А это значит, что к этому усопшему, по вере нашей, можно обращаться за молитвенной помощью даже и без официальной его канонизации.

Место убиения Царственного Великомученика Павла I с самого дня трагической гибели чтилось Русскими Государями. Его опочивальня с угловым будуаром, примыкавшим к ней, сохранялись в первоначальном виде.

Начало церковному почитанию Императора Павла Петровича было положено Государем Александром Вторым. «В 1857 году, – сообщала в 1883 г. газета «Биржевые ведомости», – вскоре после окончания Крымской кампании, покойному Государю угодно было приказать открыть закрытые до того времени комнаты Инженерного [Михайловского] замка, где скончался Император Павел I, и на Собственные средства устроить в них домовую церковь для Николаевского инженерного училища». Следует, однако, подчеркнуть, что храм этот [церковь святых Апостолов Петра и Павла на месте бывшей спальни Императора Павла Первого, где произошло Его убийство] был сугубо личным делом Царской Семьи. Как установили исследователи, финансирование производилось из средств Императорской Фамилии, причем главным образом брата Государя, Великого Князя Николая Николаевича (27.7.1831 †13.4.1891) и Его супруги Александры Петровны (2.5.1838 †13.4.1900), принцессы Ольденбургской, во иночестве Анастасии (основательницы Киевского Покровского женского монастыря).

Широким было почитание святым Императора Павла Первого и в простом народе. Как известно, погребение Императора Павла Петровича состоялось 24 марта 1801 г. в Страстную субботу. «И в этом погребении, – пишет современный церковный публицист, – народ усмотрел, что его любимый Царь получил от Бога первое Свое прославление. Ибо «Христу сопогребенные – совоскреснут со Христом». В этот день, приложившись к Плащанице, люди шли проститься с Царем. Ему было сорок семь лет. Столько же букв находилось и в Его девизе, помещенном над главным портиком Михайловского замка: «Дому Твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу днiй». Преподобный Авель Тайновидец так пророчествовал Императору Павлу Первому: «Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем»

«Дому Твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу днiй» -таковы слова из Псалтири над над Воскресенскими вратами Михайловского замка.

Изречение это есть обетование (пророчество) о потомках святого Императора Павла Первого и о воскресении России. Дому Твоему – это о Царственном роде Романовых, которому третий Богоизбранный Русский Народ обязался верно служить, дав об этом Соборный Обет Богу в 1613 году. Святыня Господня – это Богопомазанничество у всех законных Царей из Дома Романовых до конца земной истории (в долготу дней). То есть в России еще будет Царь-победитель из Императорского Дома Павла Первого. Это о Нем святой старец Николай Псковоезерский говорил: “Царь грядет!” Михайловский замок.

Преподобный Авель сказал Императору Павлу Первому: «Коротко будет царствование Твое, и вижу я, грешный, лютый конец Твой. На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне Своей удушен будешь злодеями, коих греешь Ты на царственной груди Своей. Сказано бо есть в Евангелии: И враги человеку домашние Его. В Страстную субботу погребут Тебя… Они же, злодеи сии, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят Тебя безумным, будут поносить добрую память Твою. Но Народ Русский чуткой душой своей поймет и оценит Тебя и к гробнице Твоей понесет скорби свои, прося Твоего заступничества и умягчения сердец неправедных и жестоких. Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем: Дому Твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу днiй (Пс. 92,5)…»

Сравните пророчество со словами Царя-Пророка Давида: Дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу днiй (Пс. 92,5).

Ученый монах Зигабен поясняет: святыня – «будет пребывать чистота и святость и непричастность никакой скверне ни душевной, ни телесной [ни духовной]. И таковая святость и непричастность …[у Помазанников Божиих Царствующего Дома Романовых] должна обратиться в долготу дней, иначе – быть навсегда», до скончания веков. Псалом 92-й имеет надпись: «В день предсубботний». Монах Зигабен пишет: «Сей псалом [91-й] имеет в виду день будущего века и учит о том, что относится к будущему веку, т.е. о наказании грешников и о славе и наслаждении праведников». А «день субботний разумеется, согласно с нашим изъяснением в предыдущем 91-м псалме, днем всемирного и общего воскресения, а под днем предсубботним разумеется день», который предшествует дню всемирного и общего воскресения, таким днем может быть только день воскресения России и воцарение Царя-победителя из Дома Романовых по женской линии. Именно об этом говорит и Преподобный Авель Тайновидец.

Последующие слова Императора Павла и Авеля Тайновидца указывают нам на то, что изменение смысла пророческих слов царя Давида, обращенных к Господу, на пророчество о Доме Российских Императоров (о святыне Господней!), не являются самостоятельным и вольным деянием Помазанника Божьего Павла Первого, но есть строгое исполнение Им воли Божией.]

– О сем ты прав, – волнительно признал Император Павел Петрович. – Девиз сей получил Я в особом откровении, совместно с повелением воздвигнуть собор во имя Святого Архистратига Михаила, где ныне воздвигнут Михайловский замок. Вождю Небесных воинств посвятил Я и замок, и церковь.

[А к словам сим Павла Петровича сказать следует пояснительно многим неизвестное. Павел Петрович родился в Летнем дворце в лето Господне 1754 сентября 20. И вот через много лет «однажды солдату, стоявшему в карауле при этом Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к Императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат донес о бывшем ему видении начальству, и когда об этом доложили Императору, Он ответил: “Мне уже известно желание архистратига Михаила; воля его будет исполнена”. [Через часового архангел Михаил обеспечил широкое оповещения воли Божьей о необходимости строительства на месте рождения Императора Павла Первого («Российских Императоров прародителя») храма во имя архистратига Михаила – покровителя всех Царей-Богопомазанников, ибо все Богопомазанники возглашают вместе с этим архистратигом: “Кто, как Бог!” Каждый Богопомазанник – Михаил, Князь Великий, стоящий за сынов народа Своего (Дан. 12,1)] Вслед за этим Он распорядился о постройке нового дворца, при котором должна быть построена и церковь во имя архистратига Михаила, и самый дворец было приказано называть Михайловским замком». (Пыляев. Старый Петербург. С. 206.)]

«Издревле, – свидетельствовал причт Петропавловского придворного собора в С.-Петербурге, – почти со времени самой кончины Благочестивейшего Государя Императора Павла Первого Петровича (12 марта 1801 г.), многие люди разных классов, положений, званий и состояний – приходили в Петропавловский собор (Усыпальницу Русских Государей и всей Царской Фамилии) и просили священников собора служить панихиды при гробнице Императора Павла Первого, повествуя иногда при этом о случаях заступления и помощи – после молитвы по Императоре Павле Первом – со стороны Его в разных тяжелых жизненных обстоятельствах, – особенно в делах тяжебных и судебных, – при явно наносимых обидах со стороны сильных слабым.

Иногда присылались письма из разных местностей России с просьбой отслужить панихиду при гробнице Императора Павла Первого. И ныне присылают. В последние годы паломничество к этой гробнице увеличилось, – и не проходит почти ни одной недели (в 1911, 1912 и 1913 годах), в которую бы никто не обращался с просьбою о служении панихиды по Императоре Павле Первого.

А с декабря 1913 года стали особенно много ставить свечей на гробницу Его. Панихиды почти ежедневны, а иногда – «по нескольку. Все это побудило причт собора по возможности опрашивать молящихся при гробнице Императора Павла Первого: 1) давно ли они молятся, 2) по каким побуждениям, 3) видят ли благие последствия своих молитв, – и все эти сведения записывать».

В заведенную тщанием настоятеля Петропавловского собора о. Александра Дернова специальную книгу тщательно записывались все чудесные случаи, связанные с гробницей Царственного Страдальца. Всего таких случаев ко времени революции было удостоверено не менее трехсот.

«Каждая гробница – своя эпоха, своя историческая страница славного прошлого. Переходишь от одного царствования к другому.

Вот Императрица Екатерина Вторая, 36 дет блестящей эпохи, грандиозных замыслов и небывалого успеха, а это Ее Сын – Император Павел Первый. Единственная гробница, утопающая всегда среди живых цветов. На карауле старый Павловский солдат. Только у этой гробницы ежедневно служатся заказные панихиды. Здесь, у этой гробницы, вы могли встретить все слои Петербургского общества. Приходят со своим горем, служат панихиду, молятся об упокоении души Императора и просят заступничества Помазанника пред Престолом Божиим. Согласно регламента, панихиды служатся сонмом духовенства, хором певчих, как подобает по Императоре.

Молятся, припадая головой к мрамору саркофага, и шепчут просьбу, выплакивают обиды, несправедливости, просят помощи и заступничества у усопшего Царя. Слышит Венценосец, не оставляет без ответа ни одной просьбы. Царствование Его было короткое, только 4½ года. Он ушел непонятым, Его благие порывы были неправильно истолкованы. Его распоряжения искажались. Что Ему не дано было совершить во время Своего короткого Царствования, Он спешит исполнить теперь, из других сфер, из мира, где нет печали и воздыханий. Исполнение бывает неожиданным своим разрешением, не всегда так, как просили, но всегда к лучшему. Ожидали привычно исполнения и разрешения приблизительно к концу недели после панихиды.

От кого это пошло? Кто был первый, кто дал толчок этому тихому паломничеству на гробницу Павла Первого? Говорилось всеми шепотом об исполнении желания, и даже сторож, Павловский солдат, что стоит на часах у гробницы, по окончании панихиды, прикладывая руку к фуражке, говорит: «С исполнением желания!» – и улыбается, принимая на чаек. Случаев исполнения было множество!»

б). Всероссийское прославление Благоверного Императора Павла Первого намечалась на март 1917 года

В 1916 году в Петрограде вышла маленькая брошюрка?[5]. Автор ее уже обращался к теме праведности Императора Павла Петровича, да к тому же (и это тоже весьма знаменательно!) написал книгу о св. праведном Симеоне Верхотурском. Владимир Вишняков (так звали автора) не только молился у гробницы в Петропавловском соборе; он часто и подолгу размышлял о Божием и человеческом при восприятии людьми личности Царственного великомученика и делился своими раздумьями с современниками.

«Наблюдаемые факты дают посылку, — писал он, — сей человек после своей смерти прославлен на земле Господом Вседержителем. Отсюда может быть только один вывод: сей человек заслужил награду чем-нибудь при своей жизни. Так как Православие есть истина, и принципы его суть аксиомы, то заключение не может расходиться с действительностью: человек, после своей смерти прославленный Богом на земле, непременно заслужил эту необычайную награду чем-нибудь при своей земной жизни. А чем? – это уж нам, людям, надлежит вникнуть, – сделать проверку для своего собственного назидания».

В том же 1916 году в том же Петрограде была издана книга профессора М.В. Клочкова «Очерки правительственной деятельности времени Павла I», автор которой решил заново всесторонне изучить достойные доверия источники и на основе их дать правдивую характеристику деятельности Императора Павла Петровича. По признанию известного советского историка С.Б. Окуня, труд М.В. Клочкова, по существу, должен был «полностью «реабилитировать» Павла». Он особо отмечал, что напечатана она была «как раз в тот момент, когда в Синоде уже все было подготовлено к канонизации Павла, т.е. к причислению Его к лику святых. Да и сам Клочков довольно прозрачно намекает на истинную цель своей работы». Позднее, в 1973 г., С.Б. Окунь свидетельствовал, что канонизация Государя намечалась на март 1917 года.

Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода Н.Д. Жевахов в своих «Воспоминаниях» писал: «Отношение Императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по Его канонизации, однако сознанием Русского Народа Император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения благоволения Божия к Праведнику, творимые Промыслом Господним у Его гробницы, в последние годы пред революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами Благоверного Императора Павла I». (Князь Н. Жевахов. Воспоминания. Т2. С. 273.)

В книге, на печатание которой уже было получено цензурное разрешение, но которая напечатана не была из-за цареборческого беснования после февраля 1917 года, в предисловии «К биографии Императора Павла I» читаем: «Русский народ-богоносец, носящий Бога в своих сердцах – через столетнюю грань – познал своего Царя, и невидимая связь установилась между Царем и подданными Его Державных Потомков: к Царю, почившему более ста лет тому назад, все еще как к живому обращаются с просьбами в своих нуждах и печалях, и Царь… слышит и исполняет просьбы, в меру пользы просящих».

Так как главное служение Богу святого Императора Павла Первого было богоугодным выполнением уникальных обязанностей Христа Господнего, Воплощенного Имени Божьего, то Он, судя по всему, угодил Богу в чине благоверного Царя, погибшего при выполнении своего Царского служения.

 Святый Благоверный Императоре Павле, моли Бога о нас!

Рубрика размещения Цари династии Романовых.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.