Ложное «Житие» святителя Филиппа и клевета на Иоанна Грозного

Святитель ФилиппДо сих пор сплошь и рядом слышатся обвинения Иоанна Грозного в том, что он распорядился убить митрополита Филиппа (Колычева), прославленного впоследствии в лике святых. При этом обвинители ссылаются на сочинения ненавидевших первого русского царя иностранцев и князя Андрея Курбского, а главное на житие святителя Филиппа. Оставляя в стороне клевету ненавистников разберем здесь «Житие», которое было составлено в конце XVI века, то есть спустя несколько десятков лет после гибели св. Филиппа. Известный историк, глубокий исследователь жизни Иоанна Грозного Вячеслав Манягин считает, что оно также написано противниками царя Иоанна и содержит много прямых фактографических ошибок.
Во-первых, оно написано со слов Симеона Кобылина и людей, которые способствовали сведению владыки Филиппа с митрополичьей кафедры, то есть тех, что оклеветали его. Во-вторых, Симеон Кобылин лично охранял митрополита Филиппа в Отрочьем монастыре, но не выполнил своих прямых обязанностей. Потому вполне понятно его желание себя выгородить, а других подставить. Потому «житие» получилось путаным, что признавали историки и в частности Скрынников, который говорил о том, что текст жития обилием ошибок ставит в тупик исследователей. Например, там рассказывается, что царь Иоанн однажды послал митр. Филиппу отрубленную голову Михаила Колычева, брата Филиппа. Но согласно историческим документам Михаил Колычев умер своей смертью спустя три года после описываемых в житии событий.
Кроме того, у Вячеслава Манягина вызывает крайнее недоумение удивление, что в «житии» подробно передается разговор св. Филиппа и Малюты Скуратова и рассказывается о том, как он убил митрополита, хотя там же пишется, что «никто не был свидетелем, что тогда произошло между ними».
На недостоверность и даже ложность некоторых эпизодов, что описаны в данном «житии», указывали многие исследователи. Например, православный богослов Георгий Федотов, оценивая приводимые в «житии» диалоги, указывал, что речь митрополита Филиппа «не носит подлинности». По его мнению слова св. Филиппа принадлежат красноречивому перу известного своими выдумками историка Карамзина. Потому святитель Димитрий Ростовский, который составил канонически безупречный текст житий русских святых совсем не упоминает, что царь Иоанн Грозный был хоть как-то причастен к гибели митрополита.

Рубрика размещения Наши публикации.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.