Как историки создают мифы о Грозном

kak_istoriki_lgutХорошо, что приписываемые царю Иоанну Васильевичу жестокости, начали развенчиваться добросовестными историками.
Однако прочтение трудов по этому поводу требует времени и интеллектуальных усилий. Но существует такое положение, по которому одного контрпримера достаточно для того, чтобы опровергнуть ложную теорию. Вот как об этом говорит православный историк Борис Галенин: «В одной из своих книг, касаясь образа Иоанна Васильевича, мне пришлось такой контрпример привести. Жизнеописание князя Михаила Ивановича Воротынского в стандартном изложении от Карамзина до наших дней нельзя читать без недоумения.
Основные вехи биографии Михаила Воротынского, согласно корифеям и их последователям таковы (по пунктам). Следите за датами:
Пункт 1/. В 1552 году князь Михаил участвует во взятии Казани. Именно Воротынский послал Царю гонца со словами: “Казань наша!”.
Пункт 2/. В 1560 году Михаил Воротынский за какую-то провинность сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
Пункт 3/. В 1564 году о вызван оттуда в Москву, с единственной видимо целью – быть подвергнутым мучительной пытке. По словам Курбского, дающего прямо-таки фотографическое описание процесса, воеводу жгли на медленном огне, причем царь лично подгребал своим посохом горящие угли. Заметим, сам автор фотографического описания в Москве в ту пору отнюдь не пребывал, а как всякий порядочный борец с режимом, был, словно Ленин, в Польше.
Пункт 4/. В 1565 году Воротынский после описанной процедуры умирает на обратной дороге в ссылку, в тот же Кирилло-Белозерский монастырь.
Пункт 5/. Вскоре после этого (между 1565 и 1570 гг.) в (уже видимо посмертной), биографии князя-воеводы, происходят два интересных события:
Пункт 5а) замученный до смерти князь получает во владение город Стародуб-Ряполовский;
Пункт 5б) одновременно с этим он шлет царю из монастырского заточения возмущенное письмо, в котором жалуется, – прошу внимания! – что ему, его семье и 12 слугам не досылают от казны полагающихся ему по праву рейнских и французских вин, свежей рыбы ‒ надо полагать, что не мойвы, ‒ изюма, лимонов и чернослива[3].
Одновременного сочетания пунктов о пытке, смерти и присылки лимонов (3, 4 и 5б) не выдержал даже известный польский историк Валишевский, в целом согласный с мнением о тиранстве Грозного. Тем более, что официальный документ о винах, лимонах и изюме он – Валишевский − лично держал в руках!

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.