ИСКУШЕНИЕ ГОРДЫНЕЙ

размышления по поводу убийства старца Григория Ефимовича Распутина-Нового)

iskushenie_gordyneyi30 сентября 2015 года Указом Святейшего Патриарха Кирилла была создана Церковная комиссия по изучению результатов исследования «Екатеринбургских останков». Возглавил комиссию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. 27 ноября 2017 года в конференц-зале Сретенской духовной семинарии в Москве состоялась конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия», где были доложены некоторые предварительные результаты работы Комиссии. Как подчеркнул председательствующий на конференции секретарь Комиссии епископ Тихон (Шевкунов): «По благословению Святейшего Патриарха в Комиссию вошли эксперты, ранее напрямую не занимавшиеся этой темой. Это было сделано для того, чтобы прежние пристрастия или даже прежние выводы не повлияли на объективность новых исследований». Важно отметить, что к работе Комиссии привлечены сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, в частности полковник юстиции Марина Викторовна Молодцова. В ходе работы конференции епископом Тихоном были даны объяснения по поводу правомочности постановки вопроса о ритуальном характере убийства. В связи с этим хотелось бы уяснить некоторые нюансы, которые могли бы помочь православному человеку выработать объективное отношение к гибели Царской Семьи.

Для чего рассматривается вопрос о ритуальном характере?

Во-первых, для того, чтобы выяснить всеобъемлющую историческую картину произошедшей трагедии. Во-вторых, любое расследование, тем более в рамках следственного процесса, проходящего под контролем СК РФ имеет целью не только установить виновников трагедии, долю их участия и степень тяжести совершённого каждым из участников преступления, но и раскрыть особые мотивы преступления, имеющие античеловеческий, антинародный и антигосударственный характер. Расследование такого уровня несомненно должно привести к последствиям, которые могут отразиться на жизни всего Государства. То, что проводится такого рода расследование, санкционированное высшими государственными властными структурами, говорит о том, что государство осознаёт, что такие последствия могут произойти и готово к ним.
Но готовы ли к ним, прежде всего, православные русские люди, и в чём степень этой готовности может проявиться? Допустим, в ходе следствия будет установлен ритуальный характер убийства, будут выявлены некие силы (представленные группами или группой людей, собранных по политическим, религиозным или иным мотивам), которые были особенно заинтересованы в совершении этого убийства и всячески его подготавливали, а затем и совершили сами или заказали другим исполнителям. Собственно, это и будет точкой в работе Комиссии. Виновники будут установлены, вина их доказана. Сделано всё, что можно, погибшим отданы почести, совесть потомков чиста, дело закрыто, страница истории перевёрнута, можно приступать к следующему этапу созидательной жизни.
Так ли это? Несмотря на то, что ситуации постепенно движется именно к этому финалу, остаются не прояснёнными некоторые вопросы, не из области криминалистики, политики или религии (как внешнего ритуала), а из области духа. Но, позвольте, разве доказательство участия в ритуальном убийстве сатанинских сил не есть область духа? Есть, конечно. Но Господь Иисус Христос, не призывал копаться в глубинах ада. Суть его учения, обращённого к каждому верующему в Него человеку, состоит в том, что ад и рай гнездятся в глубинах сердца каждого человека. Зло проистекает не из недр сатанинских сект, а из глубин человеческого сердца, хозяин которому сам человек: «Извнутрь бо, от сердца человеческа помышления злая исходят, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы, лихоимства (обиды), лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство: вся сия злая извнутрь исходят и сквернят человека», – так наставляет Божественный Учитель своих учеников (Марк 7:21-23)

Так кто же убил Царственных страдальцев?

Нити убийства тянутся из дома Ипатьева к тем событиям, которые происходили вокруг Царской Семьи накануне так называемой Февральской революции, а оттуда к душе каждого человека. Это хорошо понимала и прекрасно выразила близкая подруга Государыни Императрицы Александры Феодоровны – Анна Александровна Танеева-Вырубова (монахиня Мария).
«Россия, как и Франция XVIII столетия, прошла через период полного сумасшествия, и только теперь через страдания и слезы начинает поправляться от своего тяжёлого заболевания. Плачут и проклинают большевиков. Большевики — большевиками, но рука Господня страшна. На людях можно казаться добрым и благочестивым и легко обижать и клеветать на невинных, но есть Бог. И если кто теперь потерял близких или родных, или голодает, или томится на чужбине, и мы видим, что погибает дорогая Родина и миллионы наших соотечественников от голода и террора, то не надо забывать, что Богу не было трудно сохранить их жизнь и дать всё потребное, так как у Бога невозможного нет. Но чем скорее каждый пороется в своей совести и сознает свою вину перед Богом, Царем и Россией, тем скорее Господь прострет свою крепкую руку и избавит нас от тяжких испытаний. «Мне есть отмщение и Аз воздам»».
Легко списать всё на большевиков-безбожников, и стоящих за их спиной духовных вождей – поклонников сатаны. Но нельзя ими прикрывать преступление, которое было совершено задолго до означенных екатеринбургских событий. Ведь травля Государя и Государыни, развязанная великосветской чернью, и легко подхваченная всеми слоями петербургского общества, включая офицеров Императорской армии, представителей духовенства, в том числе и священноначалия, и проч. и проч. – это ли не являлось духовной пыткой, медленным духовным убийством? А убийство близкого духовного Друга Царской Семьи старца Григория Распутина, восторженно воспринятое петербургским обществом, разве не послужило ритуальным актом, имеющим целью, прежде всего, Царскую Семью. Ведь они были его защитниками, они любили его и нуждались в его молитвах, в его совете, в его духовной поддержке, в ободряющем слове, в трезвомыслии русского человека – крестьянина, христианина, духовного подвижника. И вот всего этого они были лишены в одночасье. Тем самым, как оказалось, был нанесён смертельный удар и Их самодержавному правлению, и русскому Самодержавию в целом, и Им самим. В доме Юсупова через убийство Григория Распутина была духовно (ритуально) убита Царская Семья.

Но кто убил Распутина – Юсупов?

Кто такой, Феликс Юсупов? Князь Феликс Феликсович Юсупов – представитель элитарного российского сословия, аристократ, потомок славного, древнего рода, наследник огромного состояния, родственник Царствующей династии, получивший прекрасное образование, при этом утончённая натура, высокоодарённый человек, яркая индивидуальность. Несомненно, обладал редкими качествами, выводящими его далеко за границы «условностей», принятых большинством. Ему было позволено многое, спрос же с него, напротив, был невелик. Баловень судьбы, одна из центральных фигур аристократического бомонда. Его причуды, являясь следствием его положения и воспитания, его внутренние склонности, не имевшие должного исправления суровостью жизни, удивляли многих. Что привело этого человека к тяжкому преступлению, что заставило его переступить порог заповеданной черты, что побудило его надеть и всю жизнь носить на себе личину убийцы. Желание стяжать славу, известность, послужить Отечеству, просто любопытство познания неведомого, что свойственно тонкой и пытливой натуре? Что было виной его нравственного выбора? Каковы внутренние пружины, толкнувшие его к действию? Кто такой Феликс Юсупов по своему естеству, внутреннему устроению? И можно ли его отождествлять с той частью русского общества, кто разделял и оправдывал его позицию, можно ли в нём видеть выразителя воли большинства, был ли он направляем рукой Провидения, явился ли орудием Божественного возмездия?
Ответим так, как понимаем эту тему мы, грешные. Убийство Распутина Юсуповым многие исследователи приписывают свойствам порочной души Юсупова. Конкретно, указываются: его бисексуальность, и принадлежность масонству.
Однако, если внимательно изучить материал публикаций, то прямых доказательств обнаружить не удастся. Есть исторические свидетельства его оригинального пристрастия к переодеванию и желанию выдать себя за женщину. Есть анализ ситуаций, которые могли привести, например, к вступлению в масонскую ложу. Однако, отсутствие прямых доказательств, позволяет дать более простое объяснение. Допустим, переодевание – следствие артистизма, выдумки, дурного вкуса, результат желания таким своеобразным способом развеять скуку, повеселиться, подурачиться и покуражиться. Но что дело заходило далее обозначенных развлекательных рамок прямых доказательств нет. «Склонности», в данном случае, учитывая тяжесть возлагаемого обвинения, в счёт приниматься не могут.
Обучение в Оксфордском университете, историческом месте, овеянным духом вольных каменщиков, также не даёт оснований к однозначной трактовке. Можно лишь с определённой долей вероятности, предполагать, что посвящение было. Но было ли оно на самом деле, нет ответа ни у О.А. Платонова, ни у С.В. Фомина.
Сведения об участии в убийстве Григория Распутина английских спец служб, дают основания полагать, что Феликс Юсупов действовал под их контролем и работал в одной упряжке с Освальдом Рейнером, своим приятелем (вряд ли другом) по учёбе в Оксфордском университете.
Самое простое – предположить, что Юсупов, продав душу дьяволу и являясь служителем культа сатаны, исполняя масонский заказ и работая на английскую внешнюю разведку МИ-6, убил Божьего человека Григория Распутина-Нового. Если это так, то всё просто.
Но всё дело в том, что всё не просто, всё очень запутано. И поэтому чисто «дьявольски-масонская» версия не вносит ясности.
Дело в том, что Юсупов был не один. Феликс Юсупов – личность собирательная. Он был всего лишь на острие атаки, и исполнил то, чего желали многие, не просто люди, но близкие ему люди. Его сотрудничество с МИ-6 было вторичным. Что же первично? Даже не касаясь отношения к Распутину широких кругов российской общественности в лице высокопоставленных членов Думы, представителей правящей династии, министров, военных, ограничившись более узким кругом родственников и близких друзей, можно определённо утверждать, что Феликс Юсупов разделял мнения именно близкого круга уважаемых для него людей, и прежде всего, своей матери, княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, а также близкой её подруги – великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Вот в этом и есть вся запутанность и противоречивость вопроса, который не может быть распутан и прояснён простым отнесением Феликса Юсупова к масонам и сатанистам.
Исторические факты свидетельствую о том, что не только Вел. княгиня Елизавета Феодоровна, но и княгиня Зинаида Юсупова, также, как и многие лица из их ближайшего окружения, например, Джунковский, Самарин, Тютчева, по внешней мерке, были достойными людьми, желавшими блага своему Отечеству, считавшими себя верноподданными Царя, являвшимися носителями нравственных идеалов, достойными представителями своих славных родов, несомненно уважаемых и лучших людей Российской Империи («сильных во Израили»).
И вот эти лучшие люди единодушно пришли к оправданию убийства русского крестьянина, как единственному способу спасения Российской Империи. А эту ответственнейшую, благороднейшую, с их точки зрения, миссию, они поручили отпрыску лучших дворянских родов, любимому своему чаду и воспитаннику, который стал их представителем, посланником и исполнителем. Они дружно благословили его на «патриотический акт» во имя спасения Русской земли и Династии.
Далее следует одно из двух. Либо должно согласиться с их осуждением Распутина, соответственно, принять все обвинения в его адрес, как справедливые, заодно и расписаться в том, что Царь с Царицей оказались преступниками, так как по их милости, по их упрямству, малодушию, измене Православию (почитали и следовали советам хлыста), произошло крушение Российской Империи, Русская земля подвержена разорению, а Русский народ избиению и истреблению. Либо честно принять второе, что «лучшие люди во Израиле» совершили сугубо тяжкий смертный грех не просто убийства ни в чём не повинного человека, но убийства человека праведной жизни, православного подвижника, старца, Друга Царской Семьи, духовного наставника и советника.
Почему именно «православного подвижника»? Почему сразу старца, духовного наставника? Ну, ошиблись, думали «шарлатан», оказался «мужик», ну, извините, стоит ли огород городить? Стоит. Логика проста. Ведь именно нежелание признать в нём Божьего человека и лежало в основе всего. Ведь Государь так всем и говорил, что это простой, религиозный русский человек, с которым хорошо быть рядом, который помогает им, Царю и Царице, обрести душевное и духовное равновесие, получить ответы на многие вопросы духовной жизни, который спасал от смертельного недуга больного Царевича, а в своём дневнике, Государь прямо называет Григория Распутина – Божьим человеком. Но именно это и не могли принять «лучшие люди», именно с этим не могли они согласиться, что простой крестьянин, в котором они вовсе не отвергали незаурядных душевных качеств и необыкновенных духовных способностей, запросто вхож в Царские палаты. Известно, что особенно переживал по этому поводу Великий князь Николай Николаевич и его супруга Вел. княгиня Анастасия Николаевна. Их зазирало то, что Царь с Царицей держат совет не с ними («лучшими людьми во Израиле»), а с простым (по социальному положению, но не по своему духовному статусу) мужиком. Если бы Распутин всеми воспринимался, как простой крестьянин, вряд ли бы он возбудил к себе столько ненависти, зависти и злобы. Сколько таких было шутов, кликуш рядом с Царским троном. Ну не убивать же их. Здесь же не приняли не простого «шута», сказочника и баламута, но отвергли именно старчество Распутина, его подвижничество, его особую миссию. Почему он, а не я, сановный князь, потомственный дворянин. Лучший способ отвержения – доказать противное. Это не подвижник, а мошенник, это не старец, а хлыст и развратник, это не целитель, а шарлатан, это не честный, мудрый русский человек, а немецкий шпион. Грязные сплетни поползли именно из великосветских салонов: бани, проститутки, радения. Грязь потекла оттуда, где она, эта грязь, долгое время скапливалась.
Но всё же не понятно, как же так, ведь салоны посещали многие достойные, добродетельные люди?… Люди – не ангелы. Брань против «начальств, против властей, против миро-правителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» идёт и в крестьянской избе, и в княжеском дворце, но каждый искушается от своей похоти. Пусть знатные, сановные аристократы, мудрецы, носители высоких идеалов и тонкой культуры, учителя и вожди народа, благодаря культуре и этикету, развитому чувству прекрасного, тонкому пониманию эстетики, изысканности вкуса, изощрённому интеллекту, обширным познаниям в науках, и несравненными личными качествам одолели все страсти своего падшего, порочного человеческого естества. Пусть так – прекрасное будущее России в виде конституционной монархии с европейским парламентом на русский лад – выборной Думой и ответственным (перед той же Думой) министерством – уже не за горами. Остался последний рубеж, последний экзамен, который либо подтверждал все прежние зачеты, данные этому поколению авансом, как заслуги их предков, либо, в случае не прохождения экзамена, отвергал их чаяния, перечёркивал их заслуги, как не принадлежащее им достоинство, как восхищенные нечестно, как обман, лукавство и надувательство. Отъемлется то, на что они претендовали по праву человеческому: и знатность, и богатство, и положение, и власть человеческая, по правде же Божией – всё это прах и пепел: «Низложи сильные со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи». «Богатии обнищаша и взалкаша; …».
Главный экзамен – искушения гордыней – они не выдержали, не смогли смириться и принять того, что послано от Бога – Божественного знамения, явленного в простом крестьянском обличьи, отвергли человека, кто был ниже их по сану и положению. Кастовость, сановность, элитарность, избранность – духовная короста, наросты человеческого сердца заслонили собой Божий лик, проступивший в облике сибирского странника, не знавшего не только великосветского этикета, но и никакого этикета, кроме закона совести, написанного перстом Божиим на скрижалях человеческого сердца и утверждённого Божественным Учителем, как единственная нравственная норма для всех – ценная пред Богом и спасительная для человека. Всё остальное – тлен, заповеди и предания человеческие. Господь же просит прежде них «очистить внутренние склянницы своей души». Пред Богом все равны: «… не предпочтется царь воина, не преимуществит владыка раба: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится». Господь же Иисус Христос вчера и днесь Той же, и Правда Божия пребывает во веки.
Господь явился на землю, чтобы исправить стези человечества, смирить клеветников, обличить неправду гордых и слепых фарисеев – вождей слепых. Сказано о них: «… сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному, и измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву, и забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте … и смесишася во языцех, и навыкоша делом их. И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн, и пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную …».
Не оставили фарисеи своей гордыни, не смирились пред Богом, и распяли Христа Сына Божьего. Оттого вынесен им суд: «Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима моима». «Се, оставляется вам дом ваш пуст».
Что постигло ветхий Израиль, отвергшего Мессию, то случилось и с русским обществом. Новые фарисеи возомнили себя вождями народными и повели за собой людей русских к погибели. И послан бысть им человек Божий Григорий обличить гордых – тех, кто закон Христов и славу Его хотел изменить «в подобие тельца ядущаго траву». Но не приняли человека Божьего Григория, как некогда Мессию, оклеветали его, а потом и убили. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Экклезиаст. Гл.1). Убили праведника – убили и Помазанника Божьего Царя Русского. И убили не масоны, сатанисты и извращенцы в лице князя Феликса Юсупова, а убили такие, как его мать Зинаида Юсупова, толкнувшая сына на преступление, и ей подобные, и им последовавшие, добропорядочные и благородные, знатные и высокие – слепые вожди слепых, поведшие народ в бездну.
Сего ради возненавидел Господь творящих неправду, «возненавидел еси беззаконие». «Суд бо без милости, не сотворшему милости» (Иак. 2: 13). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иакова 4:6; 1 Петра 5:5). …
… Но как же Елизавета Фёдоровна? Благословив убийц, она стала вольной соучастницей злодеяния – по сути духовной убийцей праведного старца Григория Распутина: «Да укрепит Бог Феликса после патриотического акта, им исполненного. < …> Все мои глубокие и горячие молитвы окружают вас всех за патриотический акт вашего дорогого сына», – писала она вел. князю Дмитрию Павловичу и княгине Зинаиде Юсуповой 18 декабря 1918 г. Как соединить святость и тягчайший грех ничем не оправданного жестокого убийства, с которым мысленно согласилась Елизавета Фёдоровна? Неужели и к ней относится Божественное изречение? Ведь она святая!
Ответ на этот вопрос дан в статье «Прмч. Елизавета и старец Григорий. Любовь святых».
Юрий Рассулин

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.