Игорь Евсин. Об отношении Церкви и народа к Иоанну Грозному

ioann-groznyj-mif-o-uzhasnom-care
Иоанна Грозного уже при жизни Вселенская Православная Церковь признала Царем христолюбивым и благочестивейшим. Причем произошло это через 14 лет после помазания Иоанна Васильевича на царство, то есть после удостоверения о его «многих великих добродетелях и благодеяниях».

Вкратце напомню, как это произошло. Как известно, Вселенский/Цареградский/ Патриарх не сразу признал царское достоинство Иоанна Васильевича, который венчался на Царство в 1547 году. Действительным это венчание Патриарх Иоасаф признал только в 1561 году. В летописи об этом говорится так: «Того же лета, августа, приехал ко царю и великому князю /Иоанну IV/Егрипской митрополит Иоасаф да Ефесской епископ, а привез митрополит Егрипской Иоасаф от Патриарха Цареградского Иоасафа же царю и великому князю /3/грамоты благословенные на царство с патриаршескою подписью и печатию». Кроме Патриарха грамоты подписали 36 митрополитов и епископов, то есть данный документ принят архиерейским Вселенским /Цареградским/ Собором.

В одной из грамот были такие слова: «УДОСТОВЕРИВШИСЬ О МНОГИХ ВЕЛИКИХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ И БЛАГОДЕЯНИЯХ сего благочестивейшего Государя Московского, Господина Иоанна, который поистине, как некоторое пресветлое солнце, восприяв высокий и блистательный круг Своей державы, снисходит и к дальним…. всем сил ради причин и смирение наше с согласия всех здесь обретающихся священнейших митрополитов и боголюбивейших епископов, действием же и благодатью Всевышнего живоначального и совершенноначальнейшего Духа преподает и дарует реченному Царю, Господину Иоанну быть и называться Ему Царем законным и благочестивейшим…

Для обнародования и большего утверждения сего действия написана сия благодательная грамота и дана благочестивейшему, боговенчанному и Христолюбивому Государю нашему Господину Иоанну в лето индикта 7-го».

Вот такое Соборное определение вынесла Восточная Православная Церковь через 14 лет исследования жизни и деятельности Иоанна Грозного.

К сожалению, долгое сокрытие правды о первом русском Царе — Помазаннике Божием и подмена ее злобной фальсификацией нанесло громадный ущерб многим поколениям русских людей, напитав их умы откровенной ложью, которая очень и очень трудно покидает сознание. Велика здесь вина и исторической науки, которая от В.Н.Татищева, М.М.Щербатова и Н.М.Карамзина, их последователей типа Н.И.Костомарова, В.О.Ключевского, С.Г.Пушкарева не говоря уж о многочисленных альшицах и радзинских, из поколения в поколение извращала образ и дела Грозного, его несомненные заслуги в становлении и укреплении единой Российской державы, как оплота Вселенского Православия.

Знаменитому церковному историку Н.Д.Тальбергу принадлежат слова, что Карамзин, чья «История» легла в основу всех официальных версий, буквально ненавидел Грозного Царя. Какой же объективности, спрашивается, можно ждать от такого исследователя?! А ведь Николаю Михайловичу продолжают внимать без оглядки и по сей день, не понимая, что его «История», это не просто некая художественная интерпретация, а сознательная фальсификация жизни и деяний царя и великого князя Иоанна IV.

Однако даже Карамзин, сцепив зубы признавал, что «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти… Народ… чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования». При этом противореча народному мнению и самому себе Карамзин, отдавая должное первому русскому монарху как одному из величайших деятелей отечественной истории, ставил результаты его правления в один ряд «с бедствиями Удельной Системы» и татаро-монгольским игом.

Однако праведность первого русского Царя доказана трудами Б.Д.Грекова, П.С.Садикова, И.И.Полосина, С.Б.Веселовского и других честных историков на основе множества фактов и документов той эпохи. Все исследованные ими источники однозначно говорили, что Иоанн Грозный был великим и мудрым правителем, искусным дипломатом и полководцем, тонким и дальновидным политиком. Все его дела и поступки диктовались только интересами державы и православного благочестия.

Даже современник Иоанна Грозного немец-русофоб Герберштейн признавал: «Тому, кто занимается историей его царствования тем более должно казаться удивительным, что при такой жестокости могла существовать такая сильная к нему любовь народа, любовь, с трудом приобретаемая прочими государями только посредством снисходительности и ласки. Причем должно заметить, что народ не только не возбуждал против него никаких возмущений, но даже высказывал во время войны невероятную твердость при защите и охране крепостей, а перебежчиков вообще очень мало. Много напротив, нашлось во время этой войны таких, которые предпочли верность князю даже с опасностью для себя, величайшим наградам».

Русский народ воспел Иоанна Грозного как Богом посланного Царя во множестве песен, былин и сказаний. Об этом говорят сборники народного творчества П.Симони, П.Киреевского, П.Рыбникова, А.Гильфердинга, А.Маркова, А.Григорьева, Н.Ончукова, С.Шамбинаго и Петра Вейнберга. Русский народ безошибочно увидел в Грозном Царе своего великого Государя, беспощадного к врагам Отечества и заботливого радетеля о родной земле и людском благе. В народное сознание Иоанн IV вошел умным, проницательным, храбрым и справедливым, т.е. наделенными всеми лучшими человеческими качествами, которые так настойчиво отрицали в нем политические враги Царя при жизни и их «преемники в веках».

Русские люди всегда с надеждой в сердце притекали ко гробнице благоверного Царя Иоанна Грозного, прося помощи в своих житейских нуждах. Но больше всего притекали те, кто был обидим неправедным судом. И по молитвам к Царю Иоанну они получали суд праведный и справедливый. Чудеса такого рода происходят и поныне. Это говорит о том, что Иоанн Грозный почитается в народе, как защитник обидимых и гонимых, как судия праведный и нелицеприятный. «У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени Царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оным именам своих родственников, — пишет протоиерей Н.Извеков в своей, вышедшейв 1916 году книге «Московский придворный Архангельский Собор». Среди многих Государей и Великих князей, почитаемых в народе и почивающих в Архангельском Соборе, притекали именно к нему. И Благоверный христолюбивый Государь, как заботливая горлица-Иона, покрывает всех своих птенцов крылами своего предстательства и заступничества пред Господом, своего державного служения Богу, Церкви и Земли Русской».

Но сегодня известно не только об идущем еще с 17 века народном почитании благоверного Царя Иоанна Грозного. Первого Божиего Помазанника на Руси почитали и русские Императоры — Петр I, Александр III, и его сын святой Царь-мученик Николай II Со святой Царицей Александрой Федоровной

Петр I прямо говорил о том, что Царь Иоанн IV является для него образцом для подражания: «Мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и в храбрости, но не мог еще с ним сравняться. Только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойства его народа и великих его заслуг, называют его тираном»

Известно, что в 1882 году по повелению Императора Александра III в Грановитой палате Московского Кремля была обновлена икона-фреска Иоанна IV. На ней появилась надпись со словами из грамоты архиерейского собора Православной Восточной Церкви: «Благоверный и Христолюбивый, Богомъ венчанный Великiй Государь Царь и Великiй Князь Iоаннъ Василiевичь, Всея Великiя Россiи, многих государствъ Государь и Самодержецъ».

В 1903 году известный церковный историк Е. Голубинский в книге «Канонизация святых в Русской Церкви» отметил, что 10 июня по ст. стилю отмечался день «обретения телеси великомученика Царя Ивана», таким образом в некоторые святцы Иоанн Грозный был внесен, как местночтимый святой.

Впоследствии святой Царь-мученик НиколайII с Царицей-мученицей Александрой Федоровной готовили всероссийское прославление Иоанна Грозного во святых. Так начальник Главного управления по делам милиции временного правительства С. Г. Сватиков в одной из своих эмигрантских статей вспоминал слова Великой Княгини Марии Георгиевны, сказанные ею вскоре после февральского переворота 1917 года: «Государыня [Александра Феодоровна] всею душою восприняла каноны Православия. Она глубоко прониклась началами Самодержавия и Народности…

Ей же, Государыне, принадлежала инициатива пославления и, если окажется возможным, сопричтения к лику святых… Царя-великомученика и народолюбца, а именно Иоанна IV-го, которого Государыня не любила называть «Грозным». Его Государыня считала «мучеником-народолюбцем», жертвою боярской клеветы»

Известный подвижник благочестия отец Валентин Амфитеатров показывал в Архангельском соборе Кремля Царю Николаю II книгу с записями чудес по молитвам Царя Иоанна Грозного. Царь тогда сказал: «Немедленно внести в список на канонизацию на соборе вместе с Павлом I». Материал об этом случае есть в Отделе рукописей Публичной библиотеки.

Писатель Александр Николаевич Стрижев сообщал, что, когда он работал в отделе рукописей ГБЛ32 с документами фондов Святейшего Синода десятых годов ХХ века — до Собора 1917-1918 годов, он обнаружил там список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там были и блаженная Ксения Петербургская, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и святитель Феофан Затворник, и святитель Филарет Московский, и праведный Иоанн Кронштадтский, и … Царь Иоанн Васильевич Грозный.

В заключение хочу привести примечательную информацию из-интернет публикаций о Благоверном и Христолюбивом, Богом венчанным ЦареИоанне Васильевиче.

«Не наше дело судить о промысле Божьем, но наблюдательный человек не может не заметить, что дерзающие хулить помазанников Божьих испытывают значительные скорби.

Так, актер Янковский, игравший в фильме «Царь» митрополита Филиппа, умер через 3 дня после показа этого фильма на каннском фестивале. У Репина, написавшего картину о, якобы, убиении царем своего сына, отсохла рука. Писатель Гаршин, позировавший для этой картины, бросился с 3-го этажа и разбился. Е.Евстигнеев, сыгравший роль Иоанна Грозного в отрицательном ракурсе, внезапно умер. У известного артиста Александра Михайлова во время спектакля «Смерть Иоанна Грозного», где он играл царя, на сцене хлынула кровь горлом. Он потерял 2,5 литров крови и едва не умер, будучи при смерти. Даже весьма уважаемый православным миром известный священник и миссионер отец Даниил Сысоев не пострадал ли именно за хулу на святого Царя Иоанна Грозного? Ведь всего за пять дней до своей трагической гибели отец Даниил Сысоев клеветал, убеждая всех своих пасомых, что Иоанн Грозный не был Помазанником Божьим, что он казнил невинных людей, любил пытки, полил море невинной крови и наследовал не Царство Небесное, а участь предателя Христа — Иуды».

А ведь уже тысячи лет назад хулителям Царей было грозное предупреждение. «Даже и в мыслях твоих не злословь Царя» — говорит Священное Писание (Екл. 10,20).

Игорь Евсин, писатель, г. Рязань

Рубрика размещения Личное мнение, Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.