О симфонии Церкви и государства

О-Царе-и-подданныхСлужение Императора Константина — это служение симфонии Церкви и государства. Император Константин относился к Церкви предельно благоговейно. Когда однажды ему принесли жалобы на епископов, он порвал их и сказал: «Идите, сами судитесь между собой. Мы не достойны судить божественных». С другой стороны, в кризисные для Церкви моменты он, не колеблясь, брал на себя задачи церковного управления, в частности, именно благодаря ведущей роли Святого равноапостольного Императора Константина оказался возможен Первый Вселенский Собор.

Каковы заветы Императора Константина? Это единство, единство империи и Церкви, единство общества и государства. Характерна та боль, которая сквозит в словах Императора Константина, обращенных к отцам Первого Вселенского Собора: «Даже внешние войны не доставляют столько скорби и тревог, сколько раздоры между вами. Я ожидаю от вас единства». Второй завет — всемогущество государства. Если для нас возвращение Православия досталось дорогой ценой, ценой краха Советского Союза, то от церковно-государственных реформ Константина империя всемерно укрепилась. Это был крестоносный Император — победитель, который побеждал не только внутренних, но и внешних врагов силою Креста. Как, например, в 20-е годы на Дунае, когда ему вторично явился Крест Господень. Третий завет — завет разумной терпимости и понимания ведущей и главенствующей роли христианской Церкви.

Император Константин не гнал язычников, за исключением явно изуверских и бесчеловечных культов. Он говорил: «Пусть и те, которые удаляются от послушания Богу, пользуются, если хотят, своими посвященными лжи храмами». Но в то же время он всемерно поддерживал Церковь. Следующий завет Императора Константина — подлинное, здравое понимание толерантности на основе совестного и естественного права.

О чем говорит Миланский эдикт? «Руководствуясь здравым и правым смыслом, надлежит дать власть мысли и воли каждого по своему выбору заботиться о делах божественных». Подобное отношение подразумевает размышление, следовательно, наличие философского осмысления культа, известную богословскую систему, определенное рациональное начало и социализированность культа. Слова Константина не дают никакой возможности для реализации деструктивных и антисоциальных культов. Не случайно одним из первых постановлений Константин Великий запретил культы, подразумевающие человеческие жертвоприношения. В основу религиозной свободы святой Император Константин полагает здравый и правый смысл. Эти слова в высшей степени значимы.

Константин Великий не случайно вырос в Британии, в Эбораке, будущем Йорке. Пройдут столетия, обитатели Альбиона на основе духовного наследия святого Императора Константина создадут великую империю и великую культуру именно благодаря здравому смыслу. К сожалению, сейчас он им изменяет, поэтому они и лишились своей империи, разрушается их культура и страна находится под воздействием совершенно безумных и бесчеловечных доктрин.

Не только естественный здравый смысл двигал Императором Константином, но и более высокие мотивы. Он издал также постановление, которое поддерживало страх Божий и благоговение, в том числе, даровал свободу всем по собственному желанию выбирать веру, «дабы небесное божество, каковым бы оно ни было, относилось благосклонно и к нам, и к подданным нашим».

Основанием для Эдикта является не индифферентность, а наоборот, религиозное чувство, страх Божий и благоговение. Император Константин исходил из философского монотеизма, который, по сути дела, являлся христианским. Император Константин употребил миссионерский прием, подобно апостолу Павлу, начавшему свою проповедь с алтаря неведомому Богу. Он апеллирует к тому, что является общим для язычников и христиан — с представления о едином небесном Боге. Император Константин вступает на ту же тропу, что и апостолы, проповедовавшие язычникам «Бога высочайшего». Очень важна мысль о страхе Божьем и благоговении как основе правового сознания.

В своем Эдикте Император Константин восстанавливает принцип естественной справедливости, не только возвращая христианам все отнятое у них во время гонений, но и покрывая убытки покупателей христианской собственности из казны. Для нас все это весьма поучительно. Кризис современного российского правосознания и общественная нестабильность, грозящая серьезными потрясениями в будущем, происходят от неуважения к чужому имуществу и отсутствия подлинной легитимности как государственной, так и частной собственности. Грабительская «прихватизация» 90-х проходила под ленинским лозунгом: «Грабь награбленное!», на опыте революционных экспроприаций 1930-х годов.

Если мы желаем восстановить правовое поле российской государственности, без чего невозможно ее стабильное существование и развитие, надо следовать примеру Константина Великого и, любя добро, возвратить чужую собственность владельцу, в том числе и Церкви.

Но нынешний юбилей касается не только России, но в гораздо большей степени Европы. Святейший Патриарх Кирилл говорит, что надо плакать о том, что Европа теряет свое христианское наследие. Я бы сказал более, она от него отказывается. В Конституции Евросоюза из-за ложно понятой политкорректности, а, на самом деле, из-за злой воли «европейской элиты» ничего не сказано о христианстве и Христе. В ряде земель Германии и муниципалитетов Италии принимаются решения о запрете христианских символов в школах. В результате ложной толерантности христианство все больше оттесняется на задворки общественной жизни, а поощряются антихристианские нравы. Легализация гомосексуализма, который до Второй Мировой войны считался уголовным преступлением, кое-где привела к настоящей «голубой» диктатуре. А ведь именно Император Константин провозгласил, что гомосексуализм является уголовно наказуемым преступлением. Легализация эвтаназии только в Голландии привела уже к сотням жертв, из которых многие покинули этот свет не по своей воле. При Императоре Константине за убийство врачом своего пациента полагалась смертная казнь. Легализация абортов приводит к депопуляции Европы и заполнению демографического вакуума мигрантами из стран Третьего мира. Меж тем Император Константин, сберегая население империи и стремясь выполнять христианские заповеди под страхом смертной казни, запретил родителям выбрасывать своих детей.

В результате либерального движения и последовавшей за ним смены нравственной и правовой парадигмы, яростной борьбы за права человека, мы пришли к странному результату: реальные жизненные права человека в современной Европе резко сузились. То, что раньше считалось неотъемлемыми правами человека: право на рождение, на воспитание детей порядочными, нерастленными людьми нормальной половой ориентации, право на целомудрие, право на публичное выражение своей веры, право располагать своими органами и умереть своей смертью, — все это в современном обществе становится все более эфемерным.

В результате действий ювенальной юстиции на Западе и, к сожалению, у нас, отбираются дети из вполне благополучных семей и определяются в детские дома, где многие дети могут подвергаться насилию, в том числе, половому. В Германии уже происходили случаи, когда благочестивые католики за протесты против раннего полового воспитания своих детей попадали в тюрьму, а их дети — в детские дома.

Жизненные права изрядно пострадали по сравнению с правами на свободу. Так жизненное право на работу принесено в жертву свободе предпринимательству. Оно становится предметом беспощадной конкуренции и неограниченного произвола работодателей. На примере миллиона бездомных в нашей стране мы видим, как, казалось бы, неотъемлемое жизненное право на жилье равно проигрывает праву на свободу передвижений. Современное общественное сознание не возмущается при виде голодного, опустившегося бомжа, но встает на дыбы, когда речь идет о препятствиях к выезду благополучного интеллигента в Америку.

Право на защиту своего здоровья явно уступило праву сделать с ним что угодно. В современном обществе нужны большие деньги или страховку, чтобы по-настоящему лечиться. Но человек имеет полное право курить, пьянствовать, употреблять наркотики, торговать своими органами. Показательно, что один из первых декретов российских демократических властей, продиктованный им из Вашингтона, отменил принудительное лечение наркоманов. Результат налицо: от одного до двух миллионов наркоманов в Российской Федерации.

Это произошло в результате либеральных движений 60-х — 70-х годов XX века, которые основаны на двух источниках: неотроцкизм и фрейдизм. Это соединение революции социальной и революции сексуальной. Но идеологический фундамент был заложен еще в XIX веке в результате кризиса европейского правосознания. Вот как об этом пишет великий русский философ Иван Ильин: «Правосознание становилось беспочвенным; мотивы и побуждения его сделались беспочвенными; мотивы и побуждения его делались плоскими; оно теряло свое благородное направление, свои первоначальные священные основы и подчинялось духу скептицизма, в котором все сомнительно, духу релятивизма, для которого все относительно, и духу нигилизма, который не хочет верить ни во что. Правосознание разучалось видеть добро и зло, право и бесправие; все стало условны и относительным, водворилась буржуазная беспринципность и социальное безразличие, надвигалась эпоха духовного нигилизма и публичной продажности. В XIX веке в Европе расцвела абстрактная и формальная юриспруденция, которая считалась только с положительным правом и не хотела слышать о естественном (т.е. верном, идеальном, совестном праве), в ней можно было найти лишь скудные намеки на социальную идею и бледные остатки христианской идеологии, причем то и другое считалось «субъективным и ненаучным»».

А сейчас невозможно даже найти и его следов, поэтому Европе, если она не хочет погибнуть от самопожирания, внутреннего уничтожения, необходимо возвращаться к христианской вере и христианским основам права, к совестному праву. Сможет ли Европа к этому вернуться, ведает один Бог. В Европе есть люди доброй воли — те, кто выходит на демонстрации против «голубой» диктатуры, беззакония и безбожия. Дай Бог, чтобы Европа вновь вернулась ко Христу и к Его путям, которые милость и истина. К сожалению, пути руководства Европой в настоящий момент — это немилость и ложь. По словам святителя Николая (Велимировича), «Европа умна отбирать, а не давать, умна убивать, но не животворить. Европа умеет гордиться, но не умеет смиряться. В этом – коренной порок Европы, что не могло не привести к крайнему материализму, ненависти, агрессии и войнам». Единственное ее спасение — возвращение к наследию Императора Константина».

Диакон Владимир Василик.

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.