Иоанн Грозный, как Удерживающий

русский монархист 3«Одаренный от природы умом, чуткостью и самыми возвышанными порывами души (как все это и свойственно всем Богопомазанникам), весьма начитанный в Священном Писании, Царь Иоанн Грозный рано был искалечен своеволием и самодурством бояр. (Ворам чужой власти свойственно своеволие и самодурство.) Царь не любил этих бояр, съехавшихся из отнятых у них княжений в Москву, откуда они хотели править государством в качестве верховного правительственного слоя. «Подобно бесам от юности моей вы поколебали благочестие и Богом данную мне державную власть себе похитили», — говорил он и выводил измену, которую видел в непризнании вводимого им принципа верховной власти.

Их требованиям породы (ибо они были благородных княжеских кровей) он противопоставил свою теорию управления, основанную на Божественной миссии свыше, миссии, получившей свою печать (подтверждающую его Богоизбранничество, родословием от Византийских Императоров и церковным Таинством Венчания) …на Царство. Он не только стал первым Вселенским Царем … в России, но и являлся основоположником понятия Самодержавия. Он дал учение о целях власти, об ее основах и ее пределах. Он оттенил и Священный характер сана, говоря об отношениях подданных к Царю.
«Если Царь несправедлив, он грешит и отвечает перед Богом (а не перед каким-либо человеком, даже если он и патриарх), и Курбский может порицать Иоанна, как человека, — пишет он, — но не может не повиноваться тому, что божественно, — его Царскому сану…» В себе он видел одного из тех царей, которых помазал Бог на царство в Израиле, но также низвергал, и наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок только перед Царем царей… Своей власти он дает религиозно-нравственное значение. «Тщусь с усердием людей на истину и на свет наставить, да познают единого истинного Бога, в Троице славимого, и от Бога данного им Государя, а от междоусобных браней и строптивого жития да отстанут, коими царства рушатся». И он требует полного повиновения себе, как Царю, поскольку, однако, его повелением не затронута вера».
«Открывая Стоглавый собор, он обращается с такой речью: «Ныне молю Вас, о богособранный Собор, ради Бога и Пречистой Богородицы и всех Святых трудитесь для непорочной и православной веры, утвердите и изъясните, как предали нам Св. отцы по Божественным правилам… А сам я всегда готов вместе и единодушно с вами исправлять и утверждать православный закон, как наставит нас Дух Святый. Если, по нерадению вашему, окажется какое-либо нарушение Божественных правил, я в том непричастен, и вы дадите ответ перед Богом. Если я буду вам сопротивен, вопреки Божественных правил, вы о том не молчите; если буду преслушником, воспретите мне без всякого страха, да жива будет моя душа, да непорочен будет православный христианский закон и да славится Пресвятое Имя Отца и Сына и Святого Духа».
В делах, связанных с вопросами веры, Грозный считал себя связанным правилами Церкви (но не Архиерейскими мнениями). А в земных делах мыслил себя лишь орудием Промыслительной Десницы, ища наставления и руководства в Святительском благословении и молитве (и ревнуя жить, исполняя волю Всемогущего, а не волю какого-либо человека, ибо выше себя на земле никого не видел)… Принадлежа к Церкви, он сам ей подчинялся, признавая за руководство ее нравственные требования и направляя государственное строительство в духе Церкви. Причем подчинялся именно Церкви, Ее канонам и догматам, а не священству, которое, как внешний епископ Церкви, сам вразумлял, ограждая от греха и расхищения.
Образец этот давала ему Византия… И понятие Самодержавия, как власти самодовлеющего идеала, подвига личности, оСвященного Церковью, рукоположением [в церковный чин внешнего епископа] и таинством миропомазанием, перешло неприкосновенным и в Основные Законы: «Власти Самодержавного Монарха повиноваться не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает» – гласит статья 1-я. Нравственный идеал жертвенного подвига лишь тогда перестанет быть принципом высшей власти, когда Россия перестанет быть православной. Но пока еще живет в сердцах русских Православие, и в Основных Законах есть статья 62: «первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть христианская, православная, восточного исповедания».
Царь Иоанн Васильевич Грозный созывал Земские Соборы и для законодательства, и для решения высших правительственных вопросов из всех чинов Московского государства. Верховной властью была его Царская Власть, и все права ее вытекали из ее обязанности, миссии, свыше возложенной; права его были ограничены не правами подданных, а их обязанностями по отношению к Богу. Где верховная власть требует неповиновения Богу, там кончается повиновение ей, ибо она выходит тогда из своей компетенции. Но подданные обязаны содействовать Царю в устройстве государственных и церковных дел, когда он призывает их, и решать их, когда он им приказывает это; самое право [Богопомазанника] на это определяется их обязанностью содействовать Царю. (При этом не имеет значения, являются ли подданные мирянами или клириками.)…
Не обязанности граждан определяются правами (как при демократии), а права их определяются их обязанностями перед Богом, а значит перед Царем (так при православной монархии). В первом случае воля народа в принципе ничем не ограничена… Во втором случае Самодержавный носитель власти признает себя подчиненным высшей силе Промысла Божьего, и народ подчиняется ему, как Помазаннику Божьему, как орудию Его Промысла. Те, кто не смиряется перед такою властью, не понимает ее и не повинуется [не зависимо от чина и сана: мирянин или монах, князь или Архиерей] – лишь «безводныя облака, носимыя ветром, ропотники ничем недовольные, поступающие по своим похотям, обещающие другим свободу, а сами – рабы тления». В апостольском учении политическое своеволие есть проявление общего своеволия, вытекающего из непонимания главной цели жизни. Апостол освещает принцип власти как службу, Богом указанную, и кладет границы для повиновения Кесарю в необходимости воздавать Божие Богу. Понятие христианской власти, как подвига служения, совершенно неотделимо от христианского учения и миросозерцания.»
Первый русский Богопомазанник – Святой Благоверный Царь Иоанн IV Грозный отчетливо понимал всю тяжесть своей ответственности пред Богом своего Царского служения. Это лучше всего подтверждает герб Отечества, в создании которого Святой Царь принимал самое непосредственное участие и которым увековечил средствами геральдики свое понимание учения Церкви о Царской Власти и свою верность в служении Богу. В геральдике любого государства отражаются в символической форме основные особенности этого государства, а главный символ его занимает центральное место в его гербе.
Существенной особенностью русской геральдики является то, что в ней главенствующую роль играла символика духовности, ибо в ней всегда отражались иконописные традиции богоносного русского народа. Так вот, именно во времена царствования Царя Иоанна Грозного был создан герб, который брался за основу всеми последующими русскими Богопомазанниками, ибо в нем в иконописной форме изображена харизма русских Богопомазанников со своим богоносным русском народом: быть Удерживающим, спасать весь мир от тайна беззакония, ибо она и во времена апостола Павла была уже в действии (2Фесс. 2,7). А в последние времена: спасти мир от врагов Божьих, положив их в подножие ног Иисуса Христа (12,36).

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.