Рассказ о старице Феодосии Скопинской

с клавдией«У тебя свой умок-то есть?» – частенько говорила матушка Феодосия тем, кто испрашивал у нее совета в простых житейских вопросах. Тем самым она как бы говорила: «На Бога надейся, а сам не плошай. Постарайся сам исправить положение, постарайся сам определиться». Но самость как самохотение матушка четко отличала от старания. Бывало приходил посетитель, спрашивал, как ему поступить в том или ином случае. А матушка переспрашивала:
– Ты сам-то как хочешь?
Многие знавшие скопинскую старицу рассказывали, что она наперед знала мысли пришедшего к ней посетителя. Чувствовала, что пришел он не посоветоваться, а утвердиться в своем решении. Пришел, чтобы услышать, что надо сделать то, что надумал.
Таким людям старица говорила:
– Ну как знаешь, так и поступай.
К сожалению, есть среди нас такие люди, которые если не услышат подтверждения о правильности своих намерений от одного старца, будут бегать по другим, пока не получат «благословения». А, когда у них даже после этого ничего не получится, говорят: «Неправильный совет дал мне старец».
Близкий к старице Феодосии священник Константин Гусаров рассуждает об этом так: «Господь посылает людям только то, что им полезно для спасения души. Только тогда по святым молитвам матушки Феодосии Господь подавал людям просимое. Каждый, кто к ней приходил, что искал, то и находил. Люди искали духовного – находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета – получали мирской совет. А маловеры получали по маловерию своему. Например, был такой случай. Из села Новые Кельцы шли к матушке две женщины. Одна из них говорит: «Зачем мы идем? Ну что она может знать?» Когда пришли к матушке, то первой женщине она ответила на все ее вопросы, а второй сказала: «Ну что я могу знать?».
Вообще же, когда человек начинал в чем-то настаивать на своем, матушка не навязывала ему свое мнение. Давала совет, а если человек его не принимал, то говорила: «Ну, что ж… Поступай, как хочешь». Только у того, кто отказывался от матушкиных советов ничего хорошего не получалось. Бог гордым противится».
Прямые ответы на вопросы матушка Феодосия давала чаще всего только тогда, когда видела, что человек готов к послушанию.
Известен такой интересный и поучительный случай. У одной женщины 14-летняя дочь активно занималась спортом. (Здесь, как и в некоторых других случаях имена по определенным обстоятельствам не указываются).
Однажды эта девочка получила тяжелую травму. Перед ней встал вопрос — продолжать заниматься спотом или нет? Мама решила поехать с ней к матушке Феодосии, но предостерегла свою дочь:
- Смотри, ведь матушка может сказать, чтобы ты бросила спорт.
А девочка эта была верующая, воцерковленная и сказала маме, что если старица так скажет, «то ведь не она это скажет, а через нее скажет Бог. Я послушаюсь».
Девочка знала, что у нее мало шансов вернуться в спорт. Ее, как спортсменку уже списали со счетов и тренеры и соперники, и зрители. Однако верила в помощь матушки Феодосии. Поговорить со старицей не удалось. Ответ на свой вопрос девочка получила через келейницу. Матушка Феодосия посоветовала ейпродолжать заниматься спортом и даже пообещала молиться за нее. Девочка послушалась старицу и продолжив занятия спотом достигла таких успехов, что на одном из состязаний стала чемпионкой.
Однако бывало и такое, что матушка Феодосия давала советы, заранее предвидя их неисполнение. Так произошло с одной заболевшей тяжелой болезнью женщиной из Рязани. Она была интеллигентной особой и приехала к матушке Феодосии за «рецептом» лечения ее болезни. И услышала от старицы такой ответ:
- Я скажу тебе как надо лечиться. Только ты ведь все равно не послушаешь меня. Не станешь делать, как я скажу. У тебя свой умок есть…
Выслушала эта женщина совет старицы и действительно не последовала ему. Как же! Ведь ей предлагалось лечиться компрессом из навоза… Этого интеллигентная дама действительно делать не стала. Чем закончилась эта история неведомо, однако другая история закончилась печально. Причем произошла она также с интеллигентной женщиной, хотя и деревенской по своему происхождению и месту жительства. Вот что рассказала она автору сей книги:
- Как-то у меня пошли пятна по всему телу. Пошла я к Наталье Косоротихиной за советом. Она мне сказала, что к врачу обращаться не надо. Посоветовала пить настойку из трав. Сказала из каких. А еще посоветовала настаивать в тазике крапиву и обливаться. Я стала так делать и пятна на теле прошли.
Потом у меня заболели ноги – коленные суставы. Она опять сказала мне, что к врачу ходить необязательно. Посоветовала, что надо делать. А я не послушалась Наталью. Подумала, что и так пройдет моя болезнь. Да оно вначале и правда — болезнь стала проходить. Потом вдруг обострилась. Мне становилось все хуже и хуже. Я сейчас была бы рада к матушке опять сходить, а ее не стало. Не послушала ее тогда… теперь вот страдаю. Лекарства не помогают, боли все сильней и сильней, и чего теперь делать не знаю… Врачи говорят – на инвалидность уходи…
– Молитесь матушке Феодосии. Она хоть и не прославлена как святая, а вы все же попросите ее походатайствовать пред Богом за вас – сказал я тогда этой женщине. А в ответ услышал:
– Так если не святая – чего ж ей молиться?
– Ну, может, и не молиться, а попросить о помощи можно. Я не богослов, но знаю, что прославление святых Православной Церковью начинается с почитания их как святых народом. С чудес, которые происходят по обращению ушедшим от нас праведникам.
Неведомо, последовала ли та женщина моему совету, только знаю, что сама скопинская старица, матушка Феодосия, давая тот или иной совет, никогда не настаивала на его обязательном исполнении. Тем более не обличала людей в непослушании, несмирении или пристрастиях. Не обличала, но и не молчала. Порой матушка мягко, прикровенно указывала посетителям на их неправильное поведение. Архимандрит Пимен (Адарченко) вспоминал, например, такой случай:
– Мне очень хотелось обновить в храме иконостас, а денег не было. Вот я и поехал к матушке. «Матушка, – говорю, – помолитесь, чтобы нашелся благодетель, который бы помог». А она вместо ответа:
– Вот мы жили-то. Я так любила картошечку, огурчик …
– Матушка, так хочется иконочки в иконостас написать…
А матушка со своим рязанским говором:
– Масличком полью подсолнечным. Да как вкусно-то… А можно и рыбочки кусочек съисть (именно так матушка говорила – съисть), и Слава Богу! Ты чего хлебушек-то не берешь? Всегда хлебушек надоть исти. Вот теперича чё-то говорят, хлеба нельзя много исть. Да, Боже мой, грех-то какой. Как же хлеба не исть? Испокон веку кушали.
– Матушка, а что с иконостасиком-то?
Но она не отвечает и все тут. Ушел не солоно хлебавши…
А потом вдруг вспомнилось… Несколько дней назад был на трапезе в одном храме на престольном празднике. Меня угощают, а я и того не хочу, и другого не хочу. Сижу – перебираю. Вот матушка Феодосия и указала мне на мое духовное состояние. Это она в глаза мне сказала: «Батюшка, вы заелись». Вот так. Дают тебе картошку с огурцом, так поблагодари Бога и успокойся.
Я потом неделю себя совестил, а через неделю в храме человек появился, у которого и просить не подумаешь. А он с порога говорит: «Что-то, батюшка, иконостасик-то у вас плохонький. Давайте обновим».
Расскажем и еще один случай прикровенного обличения. У Клавдии Акимовны Грачёвой, келейницы матушки Феодосии, была одна знакомая. Однажды пришла она по какому-то делу к Клавдии, в дом, где жила скопинская старица. Села гостья на табуреточку и стала ждать, пока Клавдия освободится. Сидит и думает: «Ну кто она такая – матушка Феодосия? Что она может мне сказать? Я про себя и сама все знаю. У меня муж есть и ребенок». Только гостья так подумала, а матушка Феодосия ей говорит: «Ну что я могу тебе сказать? Ты же сама все знаешь».
«Хорошо, что в келье темно было и не было видно, какого цвета у меня лицо стало после этих слов, ведь матушка мысли мои прочитала», – рассказала потом эта женщина.
А другой случай свидетельствует о прикровенной радости матушки Феодосии за своих посетителей. Так произошло с одним из священников Иваново-Вознесенской епархии. Вот что он однажды рассказал лично рязанскому издателю Игорю Минину.
«Когда я по своим вопросам приехал к матушке Феодосии и зашел к ней в келью, то вдруг услышал, как она радостно говорит о чем-то непонятном для меня: «Ой, кто к нам пришел! И сколько много детишек привел! И какие все хорошие детишки!»
Я стал оглядываться – может, вслед за мной действительно какие-то детишки вошли? Но вокруг никого не было. И только после встречи с матушкой, когда прошло немного времени, до меня дошло, что она прозрела детей, спасенных от аборта. Я тогда в епархиальном отделе занимался проблемами семьи, материнства и детства. Распространял литературу о вреде аборта, работал с женщинами, которые попав в тяжелую жизненную ситуацию, хотели сделать аборт. Многих удавалось отговорить от совершения аборта. Вероятно, именно этих детей и прозрела матушка Феодосия, когда я был у нее в келье».

Рубрика размещения Личное мнение. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.