О неприкосновенности Царской власти

О ромейском ЦарствеНе прикасайтеся помазанным Моим! (Пс. 104,15) Ибо касающийся их касается зеницы ока Бога (Зах. 2,8). 

Слово святителя Филарета: «Если бы слово Божие и не провозглашало неприкосновенности Помазанных Божиих, тем не менее обществу надлежало бы законом постановить и оградить неприкосновенность предержащей Власти. Правительство, не огражденное Свято почитаемою от всего народа неприкосновенностью, не может действовать ни всею полнотою силы, ни всею свободою ревности, потребной для устроения и охранения общественного блага и безопасности. Как сможет оно развить всю свою силу в самом благодетельном ее направлении, если его сила будет находиться в ненадежной борьбе с другими силами, пресекающими ее действие в столь многоразличных направлениях, сколь есть мнений, предубеждений и страстей, более или менее господствующих в обществе? Как может оно предаться всей своей ревности, когда оно по необходимости должно будет делить свое внимание между попечением о благосостоянии общество [и Церкви] и заботою о безопасности [о пресечении посягательств на Царскую Власть в обществе и в Церкви]? Но когда так нетвердо будет правительство, то так же нетвердо будет и Государство [а значит нетвердо будет и положение Церкви в этом Государстве и внутри самой Церкви. Это мы можем наблюдать, изучая историю и России, и историю Русской Православной Церкви в XX веке.] … ПодВластные, которые не признают священной неприкосновенности владычествующих, надеждою своеволия побуждаются домогаться своеволия. А Власть, неуверенная в своей неприкосновенности, самою заботой о собственной безопасности побуждается домогаться преобладания. В таком положении Государство колеблется между крайностями своеволия и преобладания, между ужасами безначалия и угнетения и не может утвердить в себе послушной свободы, которая есть средоточие и душа жизни общественной [православных Христиан]. От соображения гражданских возвысимся умом к учению божественному.

Бог Заповедует: не прикасайтеся помазанным Моим! В этой Заповеди выражается как требование повиновения предержащим Властям, так и глубокое изъяснение причин сего требования и убеждение к послушанию. Именно: не прикасайтеся Властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо они суть Мои; не прикасайтеся, ибо они суть помазанные от Меня. Итак одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих Властей есть то, что они суть Божии. Если же, таким образом, всякая предержащая Власть [особенно над богоизбранным народом и наследием Божьим] есть то, что они суть Божии. Несть бо Власть, аще не от Бога: сущiя же Власти от Бога учинены суть. Если же, таким образом, всякая предержащая Власть открыто или сокровенно исходит от Бога и Ему принадлежит [то есть и Богом установлена (Царская Власть), и Богом попущенная (всякая другая)], то как дерзнуть прикоснуться к ней? [Эта другая Власть и попущена для усвоения на опыте пагубности прикасания к Помазанникам Бога и незаменимости Царской Власти. Ибо] …кто может безнаказанно нарушать устроение и собственность Вседержителя?

Другое священное основание неприкосновенности предержащих Властей есть то, что они суть помазанные от Бога. Имя помазанных слово Божие усвояет Царям по отношению к священному и торжественному помазанию, которое они, по божественному установлению, приемлют при вступлении на Царство. Как бы мы ни разсуждали о сем действии — значит ли оно посвящение помазуемого Богу, или Его освящение от Бога; созерцаем ли в сем действии Таинство, приносящее помазуемому Божественный Дух и силу духовную, или только видим действие торжественное, полагающее на Царя несокрушимую печать вышнего избрания [и указывающую на помазание Божественным Духом и наличие у избранного силы духовной]. Во всяком случае имя Помазанника Божия представляет лицо, запечатленное Богом. Лицо священное, превознесенное, достойное благоговения, и потому неприкосновенное.

Достойно особенного примечания, что слово Божие называет помазанными и таких земных владык, которые иногда не были освящены видимым помазанием. Так пророк Исаия, возвещая волю Божию о персидском Царе. Говорит: так глаголет Господь помазаннику Своему Киру (Ис. 45,1), тогда как Кир еще и не родился, и родясь не познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно: укрепих тя, и не познал еси Мене (Ис. 45,5) . Каким же образом сей самый Кир в то же время наречен помазанным Божиим? — Сам Бог изъясняет это, когда предрекает о Кире через того же пророка: Аз возставих его; сей созиждет град Мой, и плененiе людей Моих возвратит (Ис. 45,13) . Приникни здесь, Христианин, глубокую тайну предержащей Власти. Кир есть Царь языческий; Кир не знает истинного Бога: однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? — Потому что Бог, сотворивый грядущая (Ис. 45,11), назначил Кира для исполнения судьбы Своей о возставленiи [возобновлении в правде] избранного народа израильского; сей божественной мыслью, так сказать, помазал дух Кира еще прежде, нежели произвел его на свет; и Кир, хотя не знал для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, совершает дело Царствия Божьего. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Он есть живое орудие Божие; сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совершения.

Если таким может быть даже неведущий Бога, то не более ли священно величие тех помазанников, которые познали Помазавшего Их, и дар помазания не только прияли другие, но и для себя объяли верою благочестием, — которые помазаны для того, чтобы с собою воЦарять благочестие? О таких сугубо священных Помазанниках, если бы грозная Заповедь и не возвещала, то благоговейная любовь сама собою чувствует, что касайся их, яко касайся в зеницу ока Господня.

Благоверные Россияне! храните же внимательно и благоговейно зеницу ока Господня! Не прикасайтеся помазанным Божiим! Заповедь Господня не говорит: не возставайте против предержащих Властей; потому что подВластные и сами могут понимать, что, разрушая Власть, разрушают весь состав общества, и следовательно разрушают самих себя. Заповедь говорит: не прикасайтеся — даже так. Как прикасаются к чему-либо без намерения, по легкомыслию, по неосторожности; потому что случается нередко, что и в этом неприметном погрешают. Душа Христианская! ты призвана повиноваться за совесть (Рим. 13,5); а потому, сколько возможно, не прикасайся Власти ни словом ропота, ни мыслью осуждения; и веруй, что якоже возвеличится душа помазанных во очiю твоею, тако возвеличишься ты пред Господом, и покрыет тя, и измет тя от всякiя печали (1Цар. 26,24) «. (Св. Филарет. Учение о Царской Власти. С. 24-27).

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.