Вселенский Патриарх именовал Иоанна Грозного благочестивейшим Царем

рускмонархис
Вселенский патриарх не сразу смирился с тем, что всемирный центр истинной веры — Православия — 16 января 1547 года переместился из Константинополя в Москву. Только в 1561 году, через 14 лет, Константинопольский патриарх признал действительным Венчание на Царство Иоанна Васильевича Грозного, совершенное митрополитом Макарием Московским. Грамота о соборном признании Царского достоинства Иоанна Васильевича всеми Восточными патриархами была торжественно доставлена Иоанну в сентябре 1562 года Евгрипским митрополитом.

«Он привез от Константинопольского патриарха три отдельные грамоты и с ними вместе книгу Царского Величества, то есть чин Царского Коронования в руководство для всех будущих коронований. Именно оттуда и стали делаться все дополнения, которые постепенно стали входить в чин Коронования Русских Государей до тех пор, пока к концу XVII века этот чин не сложился окончательно и во всех своих подробностях». Именно тот факт, что была прислана книга Царского Величества, и свидетельствует о том, что Восточные патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь богоизбранным народом, Иаковом, является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного, ибо строится земная икона Царства Небесного отныне Русским Царем Давидом, а завершена эта земная икона будет Русским Царем-победителем.

«В одной грамоте …патриарх пишет, что не имеет другого прибежища, кроме Русского Самодержца…

Две другие грамоты подписаны полным Собором верховных Святителей — кроме патриарха еще тридцать одним митрополитом, и датированы 7 индикта лета 1561. В одной из них сообщается, что повелено молиться о здравии Иоанна, как о Царе и Государе всех православных Христиан. «Отныне и впредь записали мы имя Твое как Царя вернейшего и православного в наших Церковных Службах и взываем дерзновенно к Богу: подаждь, Господи, многолетнее здравие Благоверному Царю нашему Иоанну, как и прежним древним Царям. Не только в одной Константинопольской Церкви, но и по всем Церквам Митрополичьим будем молить Бога о имени Твоем, да будешь и Ты между Царями, как равноапостольный и приснославный Константин, который в начале Своего Царствия роздал милостыню по всем Церквам, дабы поминали имя Его во Святых диптихах.»
[Обращаем внимание, что полный Собор верховных Святителей православной Церкви (Христиане различных национальностей и подданные различных Царств и Государств) повелел в своих Церковных службах уже с середины XVI века молиться за Российских Царей и Императоров, как за своих Царей-Богопомазанников, как это было при Святом равноапостольном и приснославном Константине Великом.]

Третья грамота содержала признание права за Московским Государем занять место византийских Императоров как по Своему родству с Ними, так и по Своим Христианским добродетелям. Кроме того, согласием всех митрополитов и епископов, действием и благодатью Всевышнего даруется [Богом] Иоанну право именоваться законно Царем…
В грамоте были и такие слова:] «удостоверившись о многих великих добродетелях и благодеяниях сего благочестивейшего Государя Московского, Господина Иоанна , который поистине, как некоторое пресветлое солнце, восприяв высокий и блистательный круг Своей державы, снисходит и к дальним и, утвердившись горе [над Русским богоизбранным народом], так сказать, касается и земли [то есть касается и прочих народов, принявших правую веру], человеколюбиво распространяя лучи своей милостыни всем повсюду сущим Церквам, некоторые из них, согревая, животворит, а другие призывает к преспеянию и плодотворению: всем сил ради причин и смирение наше с согласия всех здесь обретающихся священнейших митрополитов и боголюбивейших епископов, действием же и благодатью Всевышнего живоначального и совершенноначальнейшего Духа преподает и дарует реченному Царю, Господину Иоанну быть и называться Ему Царем законным и благочестивейшим, увенчанным и от нас правильно, вместе и Церковно, так как Он от рода происходит и крови Царской, как мы уже сказали, и сие полезно всему Христианству, повсюду законно и справедливо для утверждения и пользы всей полноты Христианства… Явная есть польза быть и утвердиться Царю благочестивому и православному, как началу и непоколебимому основанию, которому весь народ и все Ему подВластное привыкли бы повиноваться и Ему подражать, по силе в делании всякого добра; такого рода последствие истекает от благого и нравственного начала, как выше сказано. Посему [внимание всем, независимо от чина и титула, кто дерзает хулить первого Русского Богопомазанника!] для обнародования и большего утверждения сего действия написана сия благодательная грамота и дана благочестивейшему, боговенчанному и Христолюбивому Государю нашему Господину Иоанну в лето индикта 7-го»» .

Эта третья грамота очень важна тем, что в ней вселенский патриарх подтверждает, что «даже из письменных свидетельств летописцев», очевидно, византийских, а не только из устного предания и писем самого Иоанна Васильевича видна законность и Церковная каноничность действий митрополита Московского Макария во время венчания Иоанна Васильевича «во Царя законного и благочестивого». Кроме того, полный Собор верховных Святителей утверждает, что Царь Иоанн Грозный является благочестивейшим, боговенчанным и Христолюбивым, и весь народ и все Ему подвластное должны привыкнуть «повиноваться и Ему подражать, по силе в делании всякого добра; такого рода последствие истекает от благого и нравственного начала». Здесь патриарх Константинопольский напоминает нам слова Спасителя: Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему (Лк. 6,43-44). Тем более, Церковь не может родить худого Богопомазанника, ибо и Церковь, и Богопомазанник — это плоды с древа деятельности Господа нашего Иисуса Христа.

Так Константинопольский патриарх обращает наше внимание на тот факт, что «действием и благодатью Всевышнего живоначального и совершенноначальнейшего Духа преподает и дарует реченному Царю, Господину Иоанну быть и называться Ему Царем законным и благочестивейшим.

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.