Россия почитает Царя, а Царь молится за Россию!

Nikolay_IIИсполнилось 15 лет со дня канонизации Царской Семьи. Церковное прославление последнего российского Самодержца Императора Николая II и членов его семьи состоялось 20 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Собор установил днями памяти Государя и его семьи 4/17 июля (день расстрела), а также в числе Собора новомучеников — 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Первые попытки канонизации убиенных большевиками в 1918 году Императора Николая II, Императрицы Александры Федоровны, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии предпринимались русскими эмигрантами еще в 1930-е годы, однако лишь в 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей причислила их к лику святых мучеников. По понятным причинам Русская Православная Церковь в СССР не могла в то время даже обсуждать этот вопрос, хотя тайное почитание Царственных мучеников существовало в России буквально с первых дней, после их расстрела. Уже 8/21июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал проповедь, в которой обозначил суть духовного подвига Царя и выразил отношение Церкви к состоявшейся казни: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе». С этого времени началось тайное почитание православными верующими Царской семьи, но по понятным причинам, вопрос о ее канонизации был открыто поднят лишь после падения коммунистического строя.

carstvennye_muchОднако идея канонизации Царской Семьи встретила противодействие в церковных кругах. Противники прославления старались доказать, что расстрел Императора, его жены и детей был вызван сугубо политическими причинами, а потому не может считаться мученической смертью за Христа; критики также указывали на неудачи в политике последнего Самодержца и выражали сомнение в характере религиозности Государя.

Но несмотря на все трудности, почитание Царственных Страстотерпцев верующим народом с каждым годом росло, в ряде епархий Русской Церкви состоялось их прославление как местночтимых святых и в итоге в 1992 году Архиерейский Собор поручил Комиссии по канонизации святых приступить к изучению возможности официального прославления семьи последнего Государя. Комиссия, работавшая под руководством митрополита Ювеналия, к 1996 году пришла к выводам, что в жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении — из которых первый (пребывание у власти) не дает достаточных оснований для канонизации, а второй (период духовных и физических страданий) — позволяет констатировать, что «за многими страданиями, перенесенными Царской Семьёй за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Царская Семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных (общим числом включающим 860 человек). Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года.

Отличием от канонизации Царской Семьи РПЦЗ стало то, что Московский Патриархат прославил последнего Государя, его жену и детей не как мучеников, а как страстотерпцев, поскольку «в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников», являя «высокий образец христианской нравственности и терпения». В докладе митрополита Ювеналия также отмечалось, что Государь «уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России», а за годы его царствования «число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто более 250 новых монастырей».

«Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии, ‒ подчеркивалось в документе. ‒ Религиозным духом было проникнуто воспитание детей Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов было неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Царская чета посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу. Специально для них совершаются службы в Царскосельском Феодоровском соборе, построенном в древнерусском стиле. Императрица Александра молилась здесь перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за богослужением».

Комиссией также было отмечено и личное благочестие Государя, проявленное в том, за годы его царствования было канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. В документе также отмечалось, что «как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих религиозно-нравственных принципов» и относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу.

«За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, ‒ говорилось в заключении, ‒ мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

За истекшие со времени канонизации пятнадцать лет почитание Святой Царской Семьи стало поистине всенародным. В епархиях Русской Православной Церкви освящены десятки храмов и приделов в честь Царственных Страстотерпцев, написаны сотни икон, и теперь уже нет, наверное, ни одного храма, в котором не было бы их иконописных ликов. Продолжается собирание сведений о чудесах по молитвам к Августейшим Страдальцам.

Особенно почитаются Царственные Мученики в местах, связанных с их жизнью и страданиями ‒ в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве, Тобольске, Могилеве, Владивостоке и Крыму. В северной столице в памятные царские дни (17 июля и 19 мая) ежегодно проходят монархические стояния у Спаса-на-крови. Эта давняя традиция в последние годы дополнилась крестным ходом в день рождения Цесаревича Алексия. Но самым торжественным и многолюдным является крестный ход в Екатеринбурге от Храма-на-крови в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме в ночь убиения. В последние годы этот многочасовой ночной крестный ход собирает десятки тысяч верующих. Традиционно царский крестный ход возглавляют несколько архиереев, специально прибывающих в этот день к месту царской Голгофы.

За пятнадцать лет, истекших со дня прославления Царской Семьи, значительно изменилось и отношение общества к личности последнего Государя. Попытки опорочить Царя, глумиться над годами его правления, бывшие в 90-е годы минувшего века нередкими, сегодня стали уже уделом маргиналов. Активно происходит мемориализация жизни и деятельности Государя, издаются книги и альбомы, снимаются фильмы, организуются выставки, посвященные Императору Николаю Александровичу и Царской Семье. В нынешнем году был открыт памятник Императору в Ливадии.

Пятнадцать лет прошло, и мы можем с уверенностью сказать: православная Россия почитает Царя, а Государь молится за Россию! По крайней мере, именно после церковного прославления последнего русского Государя началось изменение политического климата в стране, которое сегодня привело к тому, что Россия демонстирует в своей политике самостояние, по слову поэта, бросая вызов мировым силам зла.

Рубрика размещения Наши публикации.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.