Двуглавый орел Иоанна Грозного

Двуглавый орел Иоанна ГрозногоВ 1562 году Царь Иоанн Грозный «учинил печать новую складную: орел двоеглавной, а среди его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а среди его инърог» (единорог). Единорог изображен с лошадиным туловищем и длинным прямым рогом, где рог является символом Власти и силы. «Важнейшей особенностью Государственной печати 1562 года, явившей миру окончательную композиционную модель существующего по сей день герба России, оказалось помещение московской великокняжеской эмблемы на груди двуглавого орла» . Смысловое свойство новообразованного герба позволяет увидеть в его ставшей классической композиции отражение Русской иконописной традиции.

Двуглавый орел призван был символизировать мощь и независимость Царства Русского богоизбранного народа, раскрытые клювы и высунутые языки у него указывают на то, что орел вооружен. Но кроме того, двуглавый орел на этой печати является символом незыблемости, вечности православия и указывает, что Россия является его преемницей от Византии и его новой хранительницей. Одна глава орла символизирует светскую Власть — Царство, которое защищает своей мощью земную воинствующую Церковь, а другая глава орла символизирует духовную Власть — Священство, которое пасет словесное стадо Христово на пажити Христовой. При этом Священство не утруждено решением проблем, которые входят в компетенцию светской Власти. Отдельно взятый «коронованный двуглавый орел в Русской редакции конца XV — начала XVI в. символизировал оГосударствленное вселенское православие во главе с Царем — исполнителем Воли Божией». Помещение герба Московского великокняжеского рода на груди орла явилось буквальным графическим воплощением религиозно-философской модели «Москва — Третий Рим».

«С XVI-XVIII вв наиболее часто объясняли всадника на груди двуглавого орла как Самого Царя или Наследника Престола» . «Жители Московского Государства XVI-XVII вв. считали, что всадник изображал Князя, Государя, победившего Своих врагов: «Царь на коне победил змия». Значит, конный воин, пронзающий змия, — это Государь, победивший недругов. И свою родословную он ведет от печатей Русских Князей XIII-XV вв.» .

Таким образом Святой Царь Иоанн Грозный, поместив всадника, копием поражающего дракона, на груди орла Государственного Герба Царства третьего богоизбранного народа, через века сообщает нам о грядущей победе Великого Князя Русского народа над всеми силами тьмы. Итак, в картуше на груди двуглавого орла герба Российской Империи изображено древнейшее пророчество: всадник на белом коне — Русский «Князь Великий с копием в руце» (Царь-победитель) поразит копьем дракона (ложного Царя — антихриста).

Образ единорога являлся символом утверждения Царя Иоанна Васильевича IV Грозного и всех последующих Русских Государей наследниками Престола Давида — Богопомазанниками. Этот символ утверждал Русского Государя «как носителя истинного православия, как представителя законной Царской Власти, был для Него воплощением силы и непобедимости». Со времен Иоанна Грозного единорог, в Государственной символике, указывал на высокое положение Русских Царей — «не только Государя всея Руси…, но и Царя» всех православных Христиан. Единорог, по замыслу Святого Христолюбивого Царя Иоанна Грозного, означал, что отныне Русскому Государю, как сказано в грамоте Константинопольского патриарха 1561 года, «действием и благодатью Всевышнего живоначального и совершенноначальнейшего Духа» преподается и даруется «быть и называться Царем законным и благочестивейшим … для утверждения и пользы всей полноты Христианства».

Очень интересный факт отмечают историки, специалисты по Государственной символике, по нумизматике (науке о монетах) и сфрагистике (науке о печатях). «На своеобразной медали времени Грозного — на золотом наградном, созданном вскоре после завоевания Полоцка, …единорог оказался в грудном щитке орла на лицевой стороне, а всадник переместился на щиток оборотной стороны… [Пророчество о грядущей победе Царя-победителя уступило] свое место эмблеме Царской Власти на лицевой стороне золотого наградного. …И в XVII столетии золотые наградные сохранили такое же расположение сторон: орла с единорогом — на лицевой стороне и орла со всадником — на оборотной» . Наградные — это и свидетельство Царя-Богопомазанника о том, что верность награжденных к законам Его, «есть следствие их верности к закону Божию. [Наградные являются] залогом, что добродетели, каковых требует Бог, Вера и Отечество, тем больших удостоиваются почестей в блаженной вечности» . Наградные являются и призывом «храбрых рыЦарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние» , после смерти оказавшись в Царстве Небесном.

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.