Святой Мефодий и Царская власть

1340733032_mefodiy-peshnoshskiyДухом Святым вписаны в молитву преподобному Мефодию Пешношскому вещие слова о царском престоле: «Испроси, угодниче Божий, у Царя Царствующих и Господа Господствующих нам, вопиющим: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол Православных Царей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезненный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш».

Молитвенным заступничеством ближайшего ученика и друга Сергия Радонежского, предивного чудотворца Мефодия Пешношского, русский народ веками сугубо испрашивал у Господа нашего Иисуса Христа восстановления престола Православных Царей. Эта тайна была запечатана долгими десятилетиями шабаша богоборческой власти на руинах некогда величественного монастыря, давшего России и всему миру множество святых – и прославленных, и известных лишь Богу.

Судьба царской династии и судьба Пешношского монастыря исторически взаимосвязаны. Вспомним, к примеру, о загадочной смерти в этих местах наследника первого боговенчанного русского царя Иоанна Васильевича. Событие, о котором идет речь, произошло в июне 1553 года. Царя сопровождали царица, брат Юрий и годовалый сын. Маршрут пролегал от Александровской слободы через Троице-Сергиевую лавру в Николо-Пешношский монастырь.

Однако в обители преподобного Сергия Радонежского происходит судьбоносная встреча с прославленным впоследствии в лике святых чудесным старцем Максимом Греком, который изо всех сил пытается отговорить грозного Царя от дальнейшего пути. Иоанн IV не последовал словам старца, хотя тот дерзко, до последнего стоял на своем. При прощании Максим Грек пророчески сказал: «Помни, государь, что ты берешь на себя тяжелое бремя. Царевич не вернется в Москву».

Пророчество свершилось. На одной из остановок по пути к Пешноше происходит трагедия, имевшая судьбоносное значение для всей России. «Мамка», носившая годовалого наследника на руках, упала с пристани в воду. Известно, что кормилицу с наследником вменялось в обязанность постоянно поддерживать с двух сторон боярам Захарьиным.

По некоторым сведениям, обоих выловили из воды быстро, но смерть царевича Димитрия оказалась мгновенной. Историк Н. М. Карамзин об этих событиях написал так: «Иоанн не испугался пророчества (Максима Грека): поехал в Дмитров, в Пешношский Николаевский монастырь, оттуда на судах реками Яхромою, Дубною, Волгою, Шексною в обитель св. Кирилла и возвратился чрез Ярославль и Ростов в Москву без сына: предсказание Максимово сбылося: Димитрий (…) скончался в дороге»…

По свидетельствам летописцев, во время пребывания в Николо-Пешношском монастыре благоверный царь Иоанн встретил епископа Коломенского Вассиана, живущего там на покое, которого неожиданно спросил: «Отче, как лучше править государством?» Вассиан отвечал царю: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож».

Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».  Опираться на волю Божию, а не на наущения людские; познавать божественный промысел о судьбах России и действовать в соответствии с ним – так учили святые пешношские старцы. Но стали ли мы их достойными учениками? Насколько хорошо усвоены нами уроки истории? Не манипулируют ли нами и ныне лукавые советники, «серые кардиналы», «волки в овечьих шкурах»..?

Гибель династии Рюриковичей, времена великой смуты не обошли строной обитель трудолюбия: монастырь был сожжен, разграблен, и множество иноков его, храбро защищавших святые стены от врагов, побито. Мощи преподобного Мефодия сокрыты под спудом. Земля, орошаемая дотоле покаянными слезами подвижников, была обагрена теперь их кровью: два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимонахов и семь монахов пали от меча врагов. Но жертва эта была не напрасной. Народ, принеся Господу всеобщее слезное покаяние, вымолил прощение, вернул на престол православного царя, соборной клятвой 1613 года на вечную верность Романовым в течение трех столетий хранил Отечество.

Наиболее зримо духовное покровительство Пешношского монастыря царствующей династии было явлено 17 октября 1888 года. В этот день Государь император Александр III вместе со своей семьей был чудесным образом спасен от неминуемой гибели в железнодорожной катастрофе: поезд со всей царской фамилией, возвращавшейся из Крыма, на полном ходу сошел с рельсов.

Во время крушения погиб 21 человек, 35 были ранены, но никто из императорской семьи не получил серьезных повреждений. Царь во время крушения на руках удержал крышу падающего под откос вагона. Но он, конечно, понимал, что никаких человеческих сил, даже самых богатырских, ему бы не хватило на то, чтобы сотворить этот свой подвиг, да ещё и самому остаться в живых. Чудесное спасение царской семьи произошло в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» – одной из главных святынь Свято-Николаевского Пешношского монастыря. Список иконы, согласно преданию, Император постоянно носил при себе.

Вернувшись в Петербург, Царь повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» во всех храмах России. Во многих из них такого образа не было, срочно было изготовлено множество списков с неё. Говорят, что икона была практически во всех православных семьях. Сегодня, к сожалению, этого образа не легко обнаружить в церковных лавках. Богоборческая власть с 1917 года всеми силами пыталась стереть воспоминания об этой чудотворной иконе из народной памяти.

В 1928 году, спустя сорок лет после чудесного спасения царской династии и десять лет после мученической кончины святого Государя-мученика Николая II, Пешношский монастырь был разорен и осквернен. Вновь пролилась на землю монашеская кровь, мало кто спасся из братии разоренной обители. На Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов; † 1936), Иоасаф (Шахов; † 1938), игумен Николай (Салтыков; † 1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; † 1937).

Беснующемуся пролетариату было не под силу снести величественные каменные храмы и монастырские стены Николо-Пешношского монастыря, но было сделано все, чтобы стереть из народной памяти следы его великой духовной миссии. Это и понятно… Олигархам-самозванцам, закрепившимся во власти, неприятны и страшны даже самые робкие упоминания о возможности возрождения самодержавной России. Ведь, согласно известным пророчествам святых отцов, грядущего Царя убоится даже антихрист!

Народом «без царя в голове» легко управлять и манипулировать. Поэтому так и сопротивляются «князи мира сего» воссозданию духовной вертикали, через помазанника Божия соединяющего Творца с творением. Очевидно, что монашеская обитель, столетиями молившаяся за русский Престол, составляет очень важную часть этой вертикали – незримой лестницы, соединяющей земное и небесное. Борьба за эту спасительную лествицу продолжается и ныне. Как пророчески написал Александр Блок после посещения Николо-Пешношского монастыря: » Не может сердце жить покоем, Не даром тучи собрались. Доспех тяжёл, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись».

Не случайно народная мудрость гласит: «около святых черти водятся». Враг рода человеческого сегодня во всех царских местах стремится поставить своих слуг, дабы те лукавством и прелестью отвратили людей от спасительного пути, направили его благими намерениями в преисподнюю. Помня об этом, не будем отчаиваться, радуя врага своей теплохладностью и унынием. Давайте, в каждой малой церкви, — в каждой православной семье, чающей грядущего Царя, в день памяти святого Мефодия Пешношского вновь, как и наши досточтимые предки, обратимся к нему со словами древней молитвы, и, быть может, с Божией помощью по Вере нашей восстанет из пепла престол Православных Царей!

Максим Лесков

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.