Почему Иоанн Грозный — святой Царь

грозн 2Все Русские Наследники Престола Давида обрели от Бога чин Святости Благоверных и Христолюбивых Царей и Цариц. Богоносный Русский Народ, конечно же, видел подвиг отречения своих князей и Царей от личной жизни, совершаемый Ими по любви к Богу и ради выполнения Ими Воли Бога положить душу Свою за подданных Своих, ради дарования им Богоугодного и безмятежного жития, и потому почитались Они Народом после Их земной смерти местночтимыми Святыми.

Интересные наблюдения сделали историки и искусствоведы, которые в силу своего профессионального интереса изучали древние иконы и фрески, печати и гербы. Очень важен тот факт, что их в пристрастном отношении к изображению Царей-Богопомазанников или просто князей упрекнуть нельзя: из контекста видно их неправославное мировоззрение, а уж тем более пиетета перед Царями у них не наблюдается, ибо эти ученые мужи являются продуктом образования и воспитания безбожного советского периода истории нашего Отечества. Так вот авторский коллектив кандидатов и доктора исторических наук, один из них руководитель Государственной геральдики при президенте Российской Федерации, констатирует, что «на печатях палеологовского времени (1261-1453 года) образ Императоров изображается, иногда с нимбом, а со времен первого Императора из династии Палеологов Михаила VIII — с благословляющей с небес рукой». (Герб и флаг России. X-XX века. М. Юрид. лит. 1997. С. 133).

А кандидат искусствоведения пишет: «Образ Святого князя ступень за ступенью формирует и Степенная книга. Идеальный правитель — это тот, кто как Государственный муж «благоразумным велемудрием преудобен, во бранех же храбр и мужествен… вся православные догматы по Бозе трудолюбно утверждая… на Святость и на украшение Богом дарованные им державы», а в личной жизни «сам тщашеся угодная Богу сотворити», «многие Святыя церкви поставляя и честная монастыри устрояя», так что через личный подвиг князя «вера Христианская… сугубо распространяшеся». Именно верность Православию является главным основанием для прославления Государя как Святого , а из Русских князей никто никогда «ни смутися… ни соблазнися о истинном законе Христианском» поэтому многие из князей «аще и не празднуеми торжественно и не явлены суть, но обаче Святы суть» — так Степенная книга объясняет то обстоятельство, что даже не канонизированных официально Церковью князей сочли возможным представить в росписи собора. Степенная книга и образы Архангельского собора формируют представление об идеальном правителе из рода праведных, который и после смерти продолжает оказывать помощь потомкам, ограждая их Небесным заступничеством. Центральная идея эпохи — прославление Православия через Святость Государей…»

«Нимб вокруг головы Царя [Иоанна Васильевича Грозного на фреске в Грановитой палате] так же не может считаться поздней «фантазией» палехских мастеров. Например, в Архангельском соборе Московского Кремля все портреты князей из династии Рюриковичей написаны с нимбами вокруг головы, несмотря на то, что никто из них (кроме Святого Благоверного Князя Александра Невского) не был канонизирован Церковью ко времени создания росписи. В то же время, портреты Царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, стоявшие в Архангельском соборе вплоть до 30-х гг. XIX века, были написаны без нимбов. Это свидетельствует о том, что нимбы на изображениях династии Рюриковичей не могли быть дописаны во время реставрации росписи в 1652-1666 гг., так как тогда, скорее всего, нимбы появились бы и на изображениях первых Царей из династии Романовых. Этого не случилось, но мастера, возобновлявшие росписи, сохранили нимбы в портретах Рюриковичей .

Тем более, ни у кого из иконописцев XIX века не могла возникнуть мысль о написании изображения Государя Иоанна IV с нимбом. Для этого был необходим или приказ Императора, или наличие древнего образца, подлежащего возобновлению. [Ибо, к сожалению, Русский Народ все более и более (в своей основной массе) терял способность быть благодарным своим усопшим защитникам - Князьям и Царям. Потому-то к тому времени в России имело место хождение басен и клевет на Царя Иоанна Грозного, которые распространялись потомками врагов Бога, Царя и Отечества, от которых-то и очищал Землю Русскую Святой Христолюбивый Царь Иоанн, грозный к этим самым врагам.]

Изображение нимба на Царском портрете из Грановитой палаты, как и изображения нимбов на Княжеских портретах из Архангельского собора, были именно признаком Святости [за "отречение от личной жизни во имя подвига для других, ради дарования им безмятежного жития"] несмотря на то, что далеко не все из представленных на фресках Князей были канонизированы. [То есть Церковное почитание этих угодников Божиих было распространено не во всех землях Российского Царства.] Изображенные с нимбом князья относились к разряду почитаемых усопших, или Святопочивших, местночтимых в столице их княжества «. (В.Г. Манягин. ВОЖДЬ ВОИНСТВУЮЩЕЙ ЦЕРКВИ. Три доклада. Издательство «Библиотека Сербский Крест». М. 2003. С. 20-21.)

 Вспомним слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Если мы православные, то мы обязаны веровать в то, что Царь, не идущий против Своей облагодатствованной совести, не погрешает» в Своем подвиге служения Богу. А потому все законные Русские Цари-Богопомазанники через подвиг Своего Царского чина служения Богу, защищая земную Церковь и Своих подданных и оказывая им помощь в Богоугодном их житии, стяжали огромное количество благодати Духа Святаго и обожились. И хотя это холопскому разуму и трудно вместить, но только Бог судия Помазанникам Своим, Русским хранителям Престола Давидова. И можно не сомневаться в том, что того количества благодати Божией, которую любой из законных Русских Царей и Цариц стяжали Своим подвигом служения Богу в Царском чине, с лихвой покрывает все Их грехи и прегрешения, которые Они могли совершить, вольно или невольно, против человеков в нравственном отношении.

А через подвиг отречения от Своей личной жизни ради Своих подданных все Русские Наследники Престола Давида, обожившись здесь на земле и попав в Царство Небесное после Своей смерти, обрели от Всемогущего и Правосуднейшего чин Святости Благоверных и Христолюбивых Царей и Цариц. И поныне Они продолжают оказывать защиту и помощь в Богоугодном житии всем обращающимся к Ним «потомкам, ограждая их Небесным заступничеством».

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.