Святой старец Михаил и Григорий Распутин

HabarskiКлючи к пониманию духовного пути Григория Ефимовича Распутина-Нового, можно найти в житии его современника, старца Михаила Хабарского (крестьянина Михаила Алексеевича Сметанина, 1868-1960, уроженца села Наруксово Починковского уезда Нижегородской губернии). «Он был высокого роста, сильный, смелый. Стройный, даже возраст не согнул его. Волосы на голове, брови, усы, борода были черного цвета до конца жизни. Добродушен, спокоен, никогда не повышал голоса. Умел разговаривать с каждым, кто приходил к нему». В молодые годы старец Михаил ходил из-под Нижнего Новгорода пешком в Кронштадт к протоиерею Иоанну Кронштадтскому.

Хорошо известно, что и Григорий Ефимович, проделав еще больший путь пешком из Сибири, предстал пред великим молитвенником за Россию и русского человека. Он был выделен отцом Иоанном из толпы молящихся в Андреевском соборе за его пламенную молитву. Как пишет Матрена Григорьевна, о. Иоанн «вышел из алтаря, остновился перед отцом, взял его за руку и заставил встать. Сказал, что почувствовал присутствие отца в храме: «В тебе горит искра Божья».

В жизнеописании старца Михаила есть указание на то, что у него был «тайный разговор» с Царем Николаем II о судьбе России. Это лишь еще раз подтверждает то, что Николай II испытывал тягу к общению с простыми людьми. А это в свою очередь говорит о том, что появление в окружении Царя и Царицы старца Григория и приближение его к себе было не случайностью, но проявлением любви к простому человеку и реализацией никогда не ослабевавшей потребности Русских Венценосцев сблизиться с народом.

Старец Михаил, как и старец Григорий, был женат, его супругу звали Марфа Парфеновна. У них было две дочери: Дарья и Прасковья. «Жена постоянно наблюдала, что Михаил по ночам куда-то исчезает, стала искать, а он стоял на молитве в конюшне». Именно на конюшне, как уже было сказано, выкопал себе часовню-молельню и Григорий, уже будучи женатым человеком.

«Когда Михаил узнал, что жене известны его ночные занятия, то, по примеру древних подвижников, предложил супруге пребывать в воздержании до конца жизни, и она согласилась».

Был ли такой договор между Григорием Ефимовичем и его женой Прасковьей Феодоровной? Известно лишь то, что по свидетельству дочери Матрены, он любил свою жену, и до конца дней был ей верен (см. протокол допроса Матрены Григорьевны Соловьевой-Распутиной следователем Соколовым).

«Пребывая в посте и молитве, старец Михаил стяжал духовные дары: прозорливость, исцеление от недугов, утешение, рассуждение и мудрость». Всеми этими необыкновенными свойствами был щедро наделен и Григорий Ефимович.

О старце Михаиле: «Он никого не боялся – ни сатаны, ни дьявола – такая святость была на нем. Если возложит свои руки на больных, одержимых бесом, что только они не делали: лаяли, пели, перекручивались и валились. Говорил строго: «Замучил ты (например, Валентину) – Вон! В стадо свиное или бездну морскую!» И много больных исцелялось с первого раза – их тошнило, рвало, из желудка выходил шар величиной с яйцо или побольше, потом такие больные оживали»17.

И о Григории Ефимовиче доподлинно известно, что он изгнал беса из послушницы Акилины Лаптинской, которая впоследствии сделалась глубокой его почитательницей и его помощницей. Именно ей было доверено совершить омовение тела убиенного Григория в Чесменской богодельне и облачить его в погребальные одежды перед положением праведника во гроб.

О старце Михаиле: «Где бы ни жил, к нему стекались больные со всей округи: у кого скотина зоболела, кто сам занемог, кому Бог не дает детей. Старец помогал молитвой и добрым советом. Подсказывал в выборе жениха и невесты, у кого украли имущество – помогал найти воров»18.

Эта цитата как будто списана с хорошо известных обстоятельств жизни Григория Ефимовича. Достаточно вспомнить, что где бы он ни проживал, в дверях его дома всегда толпился народ по самым разным нуждам. И всем он стремился помочь чем мог и как мог. Мог исцелить, помочь советом, замолвить словечко перед сильными мира сего, просто утешить, наставить, а то и строго указать, остановить, запретить, и такие случаи описаны очевидцами.

А вот еще цитата, добавляющая сведения к житию старца Михаила Алексеевича Сметатина: «В Наруксове он был в церкви старостой». Григорий Ефимович не был старостой церкви, но был первым и, по-видимому, самым щедрым церковным попечителем в слободе Покровской, ктитором, отличался необыкновенным благочестием и любовью к храму. Строго относился к церковным обязанностям христианина, т. е. в воскресные и праздничные дни обязательно посещал храм, исповедовался и причащался, Неукоснительно соблюдал посты, того же требовал и от своих домочадцев. За пожертвования на храм дважды был удостоен похвальной грамоты от церковного начальства.

Дом Сметаниных в селе Наруксове однажды сгорел до тла. Его поджег родной брат старца Михаила по зависти. Страшное действие людской зависти и злобы на протяжении всей жизни приходилось терпеть и Григорию Распутину. То, что он пережил, знает только Бог. А действие яда клеветы, отравляющего умы и сердца людей до сих пор, все еще не преодолено. Недаром одна из книг о Григории Ефимовиче Распутине-Новом так и названа «Оклеветанный старец» (автор-составитель И. В. Евсин).

Автор-составитель жизнеописания старца Михаила Хабарского, Н. В. Шувалова, подводя итог жизни старца, коротко и проникновенно резюмирует значение его в духовной жизни не только знавших и притекавших к нему за благодатным окормлением, но и современных православных русских людей, ищущих утешения и спасения в современном мире: «А сейчас время не терпит отлагательства о выпуске книжечки о возлюбленном старце, ибо враг рода человеческого превращает Россию в скопище развратников и блудниц, воров, пьяниц и наркоманов и, увы, в бродяг и бомжей. Страшно. И, может быть, в момент такого вот страха, в момент отчаяния кому-то попадется в руки книжечка о дедушке Мише, а он рядом, и кто-то побежит, поползет, «покондыляет», поедет к нему на могилочку. И понесет дедушка Миша беды сии ко Господу, и спасет Господь по молитвам старца этого кого-то… Вот такой наш Дедушка Миша Хабарский. Он – чудо Благодати Божьей».

Суммируя все, сказаное выше, ответим на вопрос: а кто такой был крестьянин Григорий Ефимович Распутин-Новый? Да ведь и он – чудо благодати Божьей, ведь и он – великий старец, щедро наделенный от Бога всеми необыкновенными качествами души, которые потребны для несения старческого служения. В жизни старца Григория легко обнаружить обстоятельства, в которых зримо проступало действие Промыла Божьего о Своем избраннике. С одним лишь небольшим, хотя и существенным отличием. В перечисленных примерах благочестивые подвижники, старцы-миряне, как и старцы Оптинские, веру православную приумножали, развивали заложенное в людях стремление к Богу. Без этого стремления, достичь старческой обители вряд ли возможно. Враг не пустит. Чтобы попасть к старцу, нужно совершить усилие, проявить волю, желание, требуются силы разорвать путы мирского притяжения, преодолеть свою духовную немощь. Оптинские старцы взращивали духовные плоды на благодатной почве русской души, хотя и изъеденной червем толстовства, нигилизма, социальных теорий, но все еще тянущейся к Богу, души православного Русского народа. Таким же путем шел и старец Григорий, но только у себя на родине, в селе Покровском, а также там, где сродная подвижнику стихия народного благочестия и стремления к Богу наполняла жизнь простого человека.

Юрий РАССУЛИН

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.