Крестьянский род Григория Распутина

4b432650e5d53

Относительно значения фамилии Распутин приведем мнение писателя Андрея Амальрика, который утверждает, что: «Вопреки распространенной легенде, «Распутин» не было прозвищем, данным Григорию за распутный нрав, ту же фамилию носил и его отец, и многие в Покровском». И далее Амальрик предлагает объяснения, откуда мог произойти корень фамилии: «Быть может, от «распутья» – развилки дорог: Покровское лежало на тракте между Тюменью, уездным городом, и Тобольском, губернским.

Быть может, от «распуты» – мудрого человека, способного распутать сложную проблему. Быть может, от распутывания «пут» ремней, которыми связывают передние ноги коням во время пастьбы, мне самому, – вспоминает Андрей Амальрик, – Во всяком случае фамилия досталась Григорию уже готовой, он впоследствии официально получил другую – но «Распутин» так и осталось за ним».

Принято было в старину на Руси давать прозвища. На это никто не обижался. И прилипали к людям самые причудливые клички, не всегда понятные, а иной раз и не вполне благозвучные. Вспомним, например, что башни Московского Кремля названы в честь боярских детей, сподвижников Дмитрия Донского, которые отвечали за строительство каждой башни: Свиблова башня – в честь боярина Федора Андреевича Свибла, Беклемишевская башня-стрельница – в честь боярина Федора Беклемиша, Собакина башня – в честь Федора Собаки. Иной раз и имя человека забывалось, а прозвище оставалась в памяти потомков. Так, например, строители храма Василия Блаженного (храм Покрова на Красной площади) всем известны, как Барма и Постник. Так и среди участников Куликовской битвы, как донесли до наших дней летописи, были Андрей Волосатый, Василий Тупик, Семен Мелик, Григорий Судок, Игнатий Крень. Первого героя Куликовской битвы звали Александр Пересвет, а его брата Андрей Ослябя. Известно таже и то, что Романовы ведут свою родословную от боярина Андрея Ивановича Кобылы, а один из его потомков звался Кошкой. Ну а крестьянский род Распутиных пошел от Насона Роспуты, что ж тут такого.

Ведя разговор относительно происхождения и широкой распространенности фамилии Распутиных в Сибири, нельзя не упомянуть того, что славную фамилию древнего и обширного сибирского рода носит замечательный алтайский писатель Валентин Григорьевич Распутин.

То, что фамилия Распутин никак не являлась отражением внутреннего, как и внешнего достоинства человека следует из исторического свидетельства, найденного Смирновыми: «1765 году сентября 22 дня в силу инструкции и пунктов Тобольскаго дому митрополитанскаго Покровской слободы и к ней приписанных деревень Усальской и Искинской крестьянской староста Василей Калганов, десятники Дмитрей Андронов, Андрей Зырянов, … лутчие [лучшие] люди крестьяне Иван да Мирон Роспутины … по бывшей де в 744 году ревизии показано в той Покровской слободе 327 душ»18. Значит Распутины испокон века слыли на селе Покровском лучшими людьми.

Проследив корни Распутиных по мужской линии, вернемся непосредственно к семье Григория Ефимовича. Деда Григория Ефимовича звали Яков Васильевич Распутин. В переписи от 1 января 1887 г. значится: «…Якова Васильева Распутина второй сын Ефим 44-х лет, дочь его Феодосия 12-ти лет, Ефима сын Григорий 17-ти лет…» Здесь важно взять на заметку, что отца Григория звали Ефим Яковлевич. У Матрены Григорьевны Распутиной в воспоминаниях – Ефим Алексеевич, в работе Андрея Амальрика – Ефим Андреевич. Очевидно, что и то, и другое – ошибка. Документально установлено – Ефим Яковлевич.

Мать Григория Распутина звали Анна Васильевна, девичья фамилия – Паршукова. В метрических книгах церкви села Покровского имеется запись от 21 января 1862 г. о венчании «Покровской слободы крестьянина Якова Васильева Распутина сына Ефима Яковлева, 20 лет, с девицею Анной Васильевной, дочерью деревни Усалки, крестьянина Василия Паршукова, 22 лет». Матрена Распутина в воспоминаниях (издательство Захаров) называет свою бабушку Анна Егоровна. Эту ошибку, как и предыдущую, некоторые склонны рассматирвать, как доказательство того, что воспоминания полность сфальцифицированны. Спорить не будем, хотя бы потому, что утверждение противного требует веских доказательств, которыми мы не располагаем. Тем не менее, заметим по этому поводу, что очевидному несоответствию действительности в данном случае можно найти совершенно иное объяснение. Например следующее. Расхождение может быть связано с тем, что Матрена в детстве могла не интересоваться отчеством бабушки, как в прочем и дедушки, а называла их просто «бабушка» и «дедушка». Считать эти несоответствия доказательством того, что воспоминания полностью поддельны, нет оснований. Поскольку такого рода ошибки слишком очевидны. Для фальсификатора гораздо проще было бы совершенно опустить отчества родителей Григория. К тому же, если судить по воспоминаниям, их автор не производит впечатления человека настолько глупого, чтобы допустить столь явную оплошность). Анна Васильевна Распутина (в девичестве Паршукова) скончалась «от старости» 30 января 1906 года.

Об отце Григория Ефимовича Андрей Амальрик пишет: «Был он мужик не бедный, имел восьмикомнатную избу, двенадцать коров, восемь лошадей и занимался ямщичеством. Покровское считалось богатым селом, вообще сибиряки не знали скученности и бедности европейской России, не знали крепостного права и отличались чувством достоинства и независимостью».

Отец Распутина имел земельный надел, зимой занимался извозом по четвертой столбовой дороге из Тюмени в Тобольск, летом работал грузчиком на пароходах и баржах». То, что крестьяне в здешних местах занимались ямщичеством, отмечают все авторы, о том же свидетельствует и сам Григорий Ефимович в «Житии опытного странника».

Подведем итог. Род Распутиных – род древний. Род Распутиных еще и крестьянский род, как сейчас сказали бы о нем, потомственные хлеборобы. Справедливым представляется также и то, что в жилах Распутиных текла кровь землепроходцев, а может быть и мореплавателей с русского севера. Распутины имели в здешних местах прочные корни, крепко сидели на земле. Испокон веку предки Григория Ефимовича жили своим трудом, занимаясь хлебопашеством и вообще земледелием в более широком смысле, пахали землю, сеяли рожь, пшеницу, возделывали и другие сельскохозяйственные культуры, т. е. питались от земли-матушки, и не просто умели это делать, а владели этим сложнейшим искусством в совершенстве. Несомненно и то, что они любили свой труд, понимали природу и жили в согласии с ней, с людьми и с Богом, а иначе в этих суровых местах не только жить крепко веками, а просто выжить было бы не возможно. Вот, кто такие были предки Григория Распутина по мужской линии. Не какие-нибудь варнаки, перекати-поле, переметная сума, а люди солидные, степенные, благословенный Богом род.

По материнской линии в жилах Григория Распутина также текла кровь сибирских первопроходцев, и не просто осваивавших просторы Сибири, а несших царскую службу, исполнявших государеву работу. Важно подчеркнуть, что у коренного русского населения Сибири державное начало было резко выявлено, а само население было сформировано, как служивое сословие. Здесь, на просторах Сибири взращена особая порода русских людей, в которой были укоренены традиции преданного служения Московскому Царю, традиции, уходящие вглубь русской истории, берущие свое начало от славных ратников Дмитрия Донского, закрепленные сподвижниками Ермака Тимофеевича, Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, упроченные всеми последующими поколениями русских, осваивавших Сибирь. Среди коренного русского населения Сибири чувство долга перед Царем и Государством Российским было особенно резко выражено.

Таково происхождение Григория Ефимовича Нового (Распутина), простое, не знатное, но… дай Бог каждому иметь такие корни на земле.

Юрий Рассулин.

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.