Григорий Распутин и старец Макарий Октайский

Старец Макарий, архимандрит Феофан и Григорий Распутин

Старец Макарий, архимандрит Феофан и Григорий Распутин

Одно время Григорий оставался в Верхотурском Николаевском мужском монастыре в качестве послушника или трудника, проходя в течение двух лет монастырские послушания. Царица Небесная вверила первые зрелые духовные шаги Григория дивному подвижнику Макарию Октайскому.
Духоносный Старец направил делание спасения Григория по воле Божией, укрепив его в пути и определив ступени восхождения, обязательные для всякого желающего спастись: Григорий получил благословение от блаженного Макария, с которым они уединялись и беседовали часами, и Макарий настраивал Григория на всегдашнее самопринуждение, самостеснение, произвольную нищету, самолишение, терпение скорбей. Постоянная Иисусова молитва, ношение вериг, множественные поклоны земные — для обуздания ветхого человека и греховной по нашему человеческому естеству плоти – вот подвиги Макария и Григория.

На вопрос Григория: как ему узнать, на что призывает его Господь, — Старец Макарий ответил: «Ты должен неустанно молиться о том, чтобы тебе было даровано понимание и руководство. Утром, после пробуждения, ты должен посвятить свой день Богу. Должен выполнять всякую работу как слуга Божий. Не ставь себе в заслугу добрые дела, а считай их жертвой Господу… Повторяй «Господи, помилуй» по крайней мере пять тысяч раз за день, и Господь придет к тебе».
Мало сохранилось о старце Макарии письменных свидетельств. Так Маргарита Сабашникова в книге своих воспоминаний, напечатанных впервые в Германии после второй мировой войны, рассказывает о своей встрече в Париже с русским писателем Ремизовым в начале века. Писатель поведал ей, что на монастырской заимке [Свято-Николаевского Верхотурского монастыря] в лесу, проживает необычный отшельник, пастух Михаил [имя Макария до пострига]. Когда рано утром он молится с воздетыми руками, то все стадо коров замирает, внимая его молитве. Затем он осеняет его крестом, и животные самостоятельно отпраляются на пастбище в лес. Целый день они пасутся одни в лесу, а вечером возвращаются в скит все целы и невредимы.

Известно, что Григорий Распутин рассказал о дивном октайском Старце духовнику Царской Семьи [тогда архимандриту] Феофану Полтавскому. Позже Владыка приезжал несколько раз в Верхотурский монастырь, где познакомился с Макарием. Потом он с ним два раза ездил в Царское Село на прием к Высочайшим Особам.

К нашему времени весьма скудны страницы биографии Верхотурского Старца. Михаил Васильевич Поликарпов, так звали его в миру, был родом из деревни Новая Починка Казанской губернии Чебоксарского уезда Посадско-Сотниковской волости. До 30 лет ему пришлось жить в родной деревне в заботах о младших членах семьи, ввиду ранней смерти отца. Михаил с детства питал интерес ко всему Божественному и рано начал странствовать по святым местам. После того, как он выдал свою сестру (последнюю) замуж, то сразу отправился в полюбившийся ему Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, где стал послушником. Через 10 лет 20 марта 1900 года игуменом Ксенофонтом он был пострижен в рясофор, а вскоре после этого направлен в Октайский скит нести послушание в монастырском хозяйстве, где пребывал в течение 15 лет, почти до самой кончины. Здесь впервые тогда и открылись благодатные чудные дарования Старца: прозорливость, знание людских сердец и молитвенная помощь всем страждущим. Многих он утешал добрым словом, что было бальзамом исцеления для заблудших душ. И потекли к его обители со всех сторон России паломники, странники и богоискатели, которыми всегда славилась Святая Русская Земля. Говорил он по-всякому: с простым народом просто, с интеллигенцией притчами, часто перескакивая с темы на тему, что не было недостатком ума, а Божественной мудростию, наставлениями для безумцев века сего. Правда, далеко не все могли уразуметь, что же им сказал сегодня Макарий? В беседе с журналистом он как-то заметил: «Говорю и о Господе поучения, да не знаю, помогает ли, который и так уходит». И только по прошествии времени, когда сбывалось предреченное Старцем, люди понимали, насколько прозорлив был Батюшка. Наверное, большая бы книга не вместила бы всех чудотворений Октайского отшельника. До нашего времени дошли лишь крохи рассказов тех немногих счастливцев, которым удалось встретиться с ним.

Матушка Елекинида поведала историю некоей Александры, из Сербишино, на которой исполнилось благословение Старца. В то время, будучи замужем, она горевала, что не имела долго детей. Но вот по усердным молитвам и обетам, Господь послал ей утешение, и у нее родились две девочки, но только одна из них была хромая, а другая темная (слепая). Когда они подросли, то старшую мать привезла в скит под благословение, чтобы исполнить обет и отдать ее в монастырь. Увидев его [Старца Макария] знаменитый курятник [где он и принимал богомольцев], часто своим стройным хором приводивший в изумление гостей, она заметила: «Да у вас, Батюшка, много куриц», А он, улыбаясь, отвечал: «Только одна, остальные петухи». Погладив ее девочку по голове, он дал ей просфору, а родители, помня обет, говорят: «Благословите ее, отец, в монастырь». А он: «Что вы такую малютку в монастырь, какие глупые родные. Вот вырастет, выйдет замуж. Детей наплодит, а потом уж и в монастырь можно». Впоследствии все произошло так, как сказал отшельник. После замужества у дочери Александры родилось 7 мальчиков, а последней была девочка; муж у нее был строгий: зная о пророчестве Старца, говорит: «Попробуй, сбеги в монастырь, я тебя и под камнем найду». Но вскоре началась война, и он ушел на фронт, откуда больше не вернулся. С детьми у нее были одни скорби: тот босяк, другого убили, кто умер от болезней, и вот на старости лет осталась Александра одна, и тогда стала она принимать у себя в доме нищих, странных, убогих и вместе с ними молиться Богу. Вот и получился у нее свой монастырь. Сбылось все предсказанное Макарием много лет тому назад.

Часто Старец вел с посетителями иносказательные беседы: или уклонится от вопроса, или скажет что-то вообще неясное и не к месту. Как-то пришли к нему мать с отроковицей и говорят: «Дома одни скорби, хотим в монастырь поступить, вот только мужа жалко». Макарий говорит: «Помолимся на вечерне, а там Бог даст и решим ваш вопрос». Но только после вечерни он ушел от них к реке Туре, а возвращается назад с мокрыми распущенными волосами: «Вот видите, какой я утопленник». Они, конечно, ничего не поняли. И так, разочарованные, уехали в Верхотурье в гостиницу. А ночью к ним принесли телеграмму: «Ваш муж и псаломщик при переправе на лодке утонули». Так что пришлось им остаться поневоле в женском монастыре.

Был случай, когда Макарий посрамил ученую гордыню и направил человека на духовный путь. В Верхотурье однажды приехала дама с сыном студентом, который в последнее время увлекся либеральными идеями века сего и перестал верить в Бога. В тот приезд мать пожелала навестить Старца в скиту, о чем сказала сыну. Но тот и слышать об этом не хотел; если столичные профессора-богословы не укрепили в нем веры, что может дать ему мужик — был его ответ. Но все же, вняв мольбам матери, он согласился на поездку. Когда они вошли в келлию Старца, тот молился, стоя на коленях, перед иконами, к ним спиной. Видя, что тот не оборачивается, студент заговорил: «А я, Батюшка, к вам приехал посоветоваться». Наконец Макарий обернулся и отвечает: «А зачем ко мне идти советоваться, я человек необразованный, ничего не знаю». Тогда студент раскаялся в своем превозношении и заговорил сердцем: «Я вот, Батюшка, отроком ходил в церковь и учил Закон Божий… а поступил в университет, в церковь не хожу, не молюсь и веру потерял». Макарий улыбнулся: «Я вот имел икону в переднем углу и много молился на нее, отчего душа получала утешение, а потом снял икону, положил ее под лавку и стал складывать на нее разные вещи, пока не стало видно. Потом, если молюсь, душа более не получает утешения от молитвы. Чтобы молиться, нужно мусор с иконы убрать и поставить ее снова в передний угол, тогда получишь утешение в молитве».
Потом он рассказал отроку, какие чудеса творит вера и как человек впадает в неверие и по каким грехам. Тут Макарий указал на прошлые грехи студента, намекнул на никому неведомые его [тайные] грехи, словом, обнаружил его внутреннее состояние и указал, что далее ему делать. Результатом этой беседы было то, что студент исповедал свои грехи, причастился Святых Тайн и домой вернулся уже верующим человеком.

Последняя глава из жизни старца Макария известна от девяностошестилетней Елизаветы из поселка Баранчи под Кушвой. Она еще до революции ездила к Старцу Макарию с сестрой Верой, но в тот раз им не повезло, их встретил лишь послушник, а Старец был в отъезде. Ее сестра оказалась более удачливой и через некоторое время она повторила свой визит к Старцу. Тогда ей предстала удивительная картина: по приглашению хозяина на второй этаж курятника, где Старец и принимал, поднималась красивая дама в белом атласном платье с оборочками и в шляпе в вуалью. При ее появлении, Старец стал что-то невразумительно лопотать, а затем повязал ей на правую руку белый бант, а на левую — красный, и стал бить ее своим посохом, что-то приговаривая. Дама даже не пыталась защищаться, смиренно принимая побои отшельника как милость свыше, «Это было, — заметила старушка, — в 1916-1917 году, накануне грозной бури в России». Может, этим Старец хотел сказать нам о надвигающейся революции и гражданской войне между красными и белыми, которая будет больно бить всех людей в России.

Изучая материалы по Николаевскому монастырю, игумен Тихон (Затекин) нашел в архиве интересный документ, который приводим полностью:
«Председатель комитета общественной безопасности города Верхотурье: Поручаю своему товарищу Пигулевскому немедленно арестовать в Верхотурском ските Макария и заключить его под стражу, произведя самый тщательный обыск у него в келлии. Имею на сей счет прямые указания товарища Скарятина. Начальник милиции в данном случае имеет безпрекословно повиноваться гражданину Пигулевскому. Председатель комитета Беляев 19 апреля 1917 года».
Из этого документа многое становится ясным и понятным, что пришлось испытать Старцу Макарию под стражей. Известно лишь стало еще то, что преставился он после этого через два месяца 19 июля 1917 года и погребен на монастырском кладбище Верхотурского Николаевского монастыря.
В областном архиве Екатеринбурга имеется много телеграмм от Царской Семьи Верхотурскому Свято-Николаевскому монастырю, во многих из них упоминается имя Макария.
«Императорский телеграф в Верхотурье
Телеграмма № 75
Настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря Ксенофонту:
«Государыня Императрица и Я поздравляем с Великим Праздником и благодарим вас с братией и монаха Макария за усердные молитвы. Николай. 1909»
«Телеграмма № 32
Настоятелю Ксенофонту
«Завтра 30 июня 1910 года надеемся, что состоится освящение храма во имя Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца у нас в Беззаботном. Просим Вас отслужить молебен у раки Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца и помолиться с отцом Макарием о ниспослании благословения. Николай».

Известно, что знакомство Григория Распутина с Царской Семьей произошло по молитвам Старца Макария, который увидел душу этого человека Божия Григория и понял его предназначение в этом мире.

По материалам книги «Мученик за Христа и за Царя Григорий Распутин-Новый».

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.