Григорий Распутин. Поучение о спасении души.

Старец Григорий учил, что «НЕ ПОДВИГАМИ, А ТРУДОМ СВОИМ ВО СЛАВУ БОЖИЮ СПАСЁШЬСЯ. А ИНАЧЕ ТРУД ВО СЛАВУ СОБСТВЕННУЮ, ВО СЛАВУ ТВОИМ СТРАСТЯМ, НЕ СПАСЁТ ТЕБЯ».

В одной из своих проповедей на собрании у барона Рауш-фон-Траубенберга Распутин говорил о том, как можно встретиться с Богом. Как писал один из слушателей этой проповеди князь Николай Жевахов (впоследствии ставший Обер-прокурором Священного Синода) «Впечатление от его проповеди получилось неотразимое, и, казалось бы, самые злейшие его враги должны были признать ее значение. Он говорил о теории богоугодной жизни, о том, чего так безуспешно и в разных местах искали верующие люди и, без помощи учителей и наставников не могли найти. Их не удовлетворяли общие ответы, им нужно было нечто конкретное, и то, чего они не получали от своих пастырей, то, в этот момент, казалось, нашли у Распутина.

Что же нового, неизвестного людям, знакомым с святоотеческою литературою, сказал Распутин? Ничего! Он говорил о том, что «начало премудрости – страх Божий», что «смирение и без дел спасение», о том, что «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать» – говорил, словом, о наиболее известных каждому христианину истинах; но он облек эти теоретические положения в такую форму, какая допускала их опытное применение, указывала на конкретные действия, а не в форму философских туманов, со ссылками на цитаты евангелистов или апостольские послания.

Я слышал много разных проповедей, очень содержательных и глубоких; но ни одна из них не сохранилась в моей памяти; речь же Распутина, произнесенную 15 лет тому назад, помню и до сих пор и даже пользуюсь ею для возгревания своего личного религиозного настроения.

Сайт «Русский монархист» полностью приводит слышанное князем Жеваховым и десятками других людей поучение старца Григория:

«Чтобы спасти свои души, надоть вести богоугодную жизнь», — говорят нам с амвонов церковных священники и архиереи. Это справедливо. Но, как же это сделать? «Бери «Четьи-Минеи», жития святых, читай себе, вот и будешь знать как», — отвечают. Вот я взял «Четьи-Минеи» и жития святых и начал их разбирать и увидел, что разные святые только спасались, но все они покидали мир и спасение своё соделывали то в монастырях, то в пустынях. А потом я увидел, что «Четьи-Минеи» описывают жизнь подвижников с той поры, когда уже они поделались святыми. Я себе подумал — здесь, верно, что-то не ладно.
Ты мне покажи не то, какую жизнь проводили подвижники, сделавшись святыми, а то, как они достигли святости. Тогда и меня чему-нибудь научишь. Ведь между ними были великие грешники, разбойники и злодеи, а опередили собою и праведников. Как же они опередили, чем действовали, с какого места поворотили к Богу, как достигли разумения и, купаясь в греховной грязи, жестокие, озлобленные, вдруг вспомнили о Боге, да пошли к Нему?! Вот что ты мне покажи. А то, как жили святые люди, то не резон; разные святые разно жили, а грешнику не возможно подражать жизни святых.

Увидел я в «Четьи-Минеи» и ещё, что не взял себе в толк. Что ни подвижник, то монах. Ну, а с мирянами-то как? Ведь и они хотят спасти души, нужно и им помочь и руку протянуть. Значит, нужно прийти на помощь и мирянам, чтобы научить их спасать в миру свои души. Вот, примерно, министр царский, али генерал, али княгиня какая, захотели бы подумать о душе, чтобы, значит, спасти её. Что же, разве им тоже бежать в пустыню или монастырь? А как же служба царская, а как же семья, дети?!

Нет, бежать из мира таким людям не резон. Им нужно другое, а что нужно, того никто не скажет, а все говорят: «Ходи в храм Божий, соблюдай закон, читай себе Евангелие и веди богоугодную жизнь, вот и спасёшься». И так и делают, и в храм ходят, и Евангелие читают, а грехов, что ни день, то больше, а зло всё растёт, и люди превращаются в зверей. А почему? Потому что ещё мало сказать: «Веди благополучную жизнь, а нужно сказать, как начать её, как оскотинившемуся человеку, с его звериными привычками, вылезть из той ямы греховной, в которой он сидит; как ему найти ту тропинку, какая выведет его на чистый воздух, на Божий свет. Такая тропинка есть. Нужно только показать её. Вот я её и покажу.

Спасение в Боге. Без Бога и шагу не ступишь. А увидишь ты Бога тогда, когда ничего вокруг себя не будешь видеть. Потому и зло, потому и грех, что всё заслоняет Бога, и ты Его не видишь. И комната, в которой ты сидишь, и дело, какое ты делаешь, и люди, какими окружён, — всё это заслоняет от тебя Бога, потому что ты живёшь не по-Божьему, и думаешь не по-Божьему. Значит, что-то да нужно сделать, чтобы, увидеть Бога. Что же ты должен сделать?

После службы церковной, помолясь Богу, выйди в воскресный или в праздничный день за город, в чистое поле. Иди и иди всё вперёд, пока позади себя не увидишь чёрную тучу от фабричных труб, висящую над Петербургом, а впереди прозрачную синеву горизонта. Стань тогда и помысли о себе. Каким ты покажешься себе маленьким, да ничтожным, да беспомощным, а вся столица в какой муравейник преобразится перед твоим мысленным взором, а люди-муравьями, копошащимися в нём! И куда денется тогда твоя гордыня, самолюбие, сознание своей власти, прав, положения? И жалким, и никому не нужным и всеми покинутым осознаёшь ты себя. И вскинешь ты глаза свои на небо и увидишь Бога, и почувствуешь тогда всем сердцем своим, что один только у тебя Отец — Господь Бог, что только одному Богу нужна твоя душа, и Ему одному ты захочешь тогда и дать её. Он один заступится за тебя и поможет тебе. И найдёт на тебя тогда умиление. Это первый шаг на пути к Богу. Можешь дальше и не идти, а возвращайся назад в мир и становись на своё прежнее дело, храня, как зеницу ока, то, что принёс с собою.

Бога ты принёс с собою в душе своей, умиление при встрече с Ним стяжал и береги его, и пропускай через него всякое дело, какое ты будешь делать в миру. Тогда всякое умное дело превратишь в Божье дело, и НЕ ПОДВИГАМИ, А ТРУДОМ СВОИМ ВО СЛАВУ БОЖИЮ СПАСЁШЬСЯ. А ИНАЧЕ ТРУД ВО СЛАВУ СОБСТВЕННУЮ, ВО СЛАВУ ТВОИМ СТРАСТЯМ, НЕ СПАСЁТ ТЕБЯ. ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ТО, ЧТО СКАЗАЛ СПАСИТЕЛЬ: «ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ ВАС». НАЙДИ БОГА И ЖИВИ В НЁМ И С НИМ И ХОТЯ БЫ МЫСЛЕННО ОТРЫВАЙСЯ ОТ СВОИХ ДЕЛ И ЗАНЯТИЙ И ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ЕЗДИТЬ В ГОСТИ ИЛИ ТЕАТРЫ, ЕЗДИ В ЧИСТОЕ ПОЛЕ, К БОГУ».

Рубрика размещения Статьи о Распутине. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.