Можно ли обвинять Петра Великого в казни своего сына?

Peter_IЛичная жизнь Государя …Какое поле деятельности, здесь мы далеко пойдем, здесь много чего против Отца Отечества «накопать» можно. Вот сына Своего Царевича Алексея казнил. Это ли не грех пред Богу? Нет сомнения, что со стороны Царевича Алексея Государству Российскому грозила страшная опасность, Царевич намеревался погубить всех тех, кто верой и правдой служил Богу, то есть Царю и Отечеству.

Начитавшись монашеских книг, то есть в основном предназначенных для чтения монахам, он находил, что умная беседа с духовными лицами, углубление в вопросы догматики и схоластики доставляли царевичу более удовольствия, нежели поездки по морю или участие в трудах административных и законодательных. Царевич Алексей любил богословствовать при отсутствии правой веры!

Петр Великий называл это ханжеством. Ибо вера Христова учит христиан своей земной жизнью выполнять волю Бога на том месте и в том качестве, какие предоставил им Господь, но обязательно служа верой и правдой Помазаннику Его! А царевич желал творить свою волю, а не испытывать, что благоугодно Богу и Его Помазаннику, а потому он и оказался участником в бесплодных делах тьмы.

Между тем как Петр постоянно был занят мыслью о нуждах Государства, всецело посвящая Себя службе и неусыпно исполняя Свой долг перед Народом, сын Его оставался чуждым такой любви к Отечеству и пониманию обязанностей Государя.

Сколько раз, братья и сестры, знает один Господь, Государь пытался образумить сына, но все его усилия были напрасными. «Я натуру царевича (Алексея) знаю, – говорила в Вене теща Алексея принцесса Вольфенбюттельская в 1717 году. – Отец напрасно трудится и принуждает его к воинским делам: он лучше желает иметь в руках четки, нежели пистоли».

Но и четки ему не были нужны. Внушаемый со стороны матери, он желал смерти отцу. Он ждал, когда Государь умрет. Вокруг него сплотились заговорщики, изменники. Многие из них были из среды духовенства. Что мог чувствовать Петр Алексеевич, когда узнал, что первая супруга Его Евдокия Лопухина хотела его отравить, а сын Царевич злейший враг Его? Сколько горя испытало сердце Петрово, когда Он понял, что Он должен сделать роковой выбор. За Ним стояла Россия, весь Народ Божий. Тем более измена сына, как подданного, каралась по законам того времени смертью.

Что чувствовал святой Царь Давид, когда сын Его, Авессалом, предал и изгнал Его и искал Его, Царя Давида, смерти. Что чувствовал святой Равноапостольный Император Константин Великий, когда Ему донесли об измене Его старшего сына Криспа. А Крисп, кстати, в отличии от Царевича Алексея был талантливым военачальником. Каково было святому Константину Великому приказать Криспу выпить яд! Сколько горя испытал святой Царь Давид, когда увидел тело сына Своего недостойного Авессалома. И что же, мы будем обвинять в гибели сыновей своих этих Благочестивейших Государей?

Нельзя обвинять Авраама в том, что он поднял руку на сына своего Исаака. Ибо то было выполнение воли Всевышнего. Петр Великий – это наш Авраам потому, что Он пожертвовал сыном Своим ради утверждения истины Христовой на земле, ради Церкви Божьей, нашей безопасности. И в решении Своем Он думал о нас, о Своих потомках.

Братья и сестры, вот, что пишет Святитель Феофан Прокопович о Петре Великом: «Кого бо мы, и какового, и коликого лишилися? Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый да бы в тебе могл явитися никто в мире не надеялся, а о явльшемся весь мир удивился. …Се твой первый, о Россие, Иафет, неслыханное в тебе от века дело совершивший, строение и плавание корабельное, новый в свете флот, но и старым не уступающий, как над чаяние, так выше удивления всея селенныя, и отверзе тебе путь во вся концы земли и простре силу и славу твою до последних окиана, до предел пользы твоея, до предел, правдою полагаемых, власть же твоея державы, прежде и на земли зыблющуюся, ныне и на море крепкую и постоянную сотворил. Се Моисей твой, о Россие! Не суть ли законы Его, яко крепкая забрала правды и яко нерешимые оковы злодеяния! … Се твой, Россие, Соломон, приемший от Господа смысл и мудрость многу зело. …Се же твой, о и церкве российская, и Давид и Константин. Его дело – правительство синодальное, Его попечение – пишемая и глаголемая наставления. О, коликая произносило сердце сие воздыхания о невежестве пути спасенного! Коликие ревности на суеверия, и лестнические притворы, и раскол, гнездящийся в нас безумный, враждебный и пагубный! Коликое же в Нем и желание было и искание вящего в чине пастырском искусства, прямейшего в народе богомудрия и изряднейшего во всем исправления!»[2]

Вот какие, братья и сестры, слова о нашем величайшем Государе Петре Алексеевиче. И в церкви Божьей до революции, братья и сестры, был тропарь посвященный Празднику о победе Богом дарованный Богом дарованной Императору Петру Великому под Полтавой: «Препрославлен еси, Господи Боже наш, даровавый крепость на враги благоверному Царю нашему Петру, якоже Давиду на прегордаго Голиафа: осенил еси над главою Его в день брани, препоясал еси немощныя силою свыше, и теми всю дерзость вражию низложил еси. Многомилостиве, слава Тебе».

Обратим внимание, братья и сестры, что здесь Петр Алексеевич сравнивается с Давидом, и вот это сравнение оно не случайно, потому что жизнь святого Царя Давида во многом схожа с жизнью Петра Алексеевича.

Священник Роман Зеленский

Рубрика размещения Цари династии Романовых.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.