Григорий Распутин. В чём его духовный подвиг?

Писатель-историк Юрий Рассулин о духовном смысле общения старца Григория Распутина с высшими слоями Санкт-Петербургского общества

К моменту появления старца Григория Распутина в С-Петребурге нравственное разложение общества достигло крайней степени бесстыдства и безобразия, о чем откровенно вынуждена писать дочь Григория Ефимовича Матрена: «К началу века Петербург впору было называть не Новой Венецией, а Новым Содомом… Полиция сбивалась с ног, следя за порядком в бес­численных домах терпимости. Девушек для них приво­зили из Азии, Южной Америки и Африки, в том числе десятилетних, спрос на которых был весьма велик. Зрители Порная покраснели бы, покажи им зрелища, которыми наслаждались завсегдатаи аристократи­ческих закрытых клубов. Пределом могли служить лишь границы воображения. Одним из самых популярных представлений подоб­ного рода были сценки, изображающие совращения. От совращения малолетних до скотоложества…

Самым невинным из времяпрепровождений, пользо­вавшихся тогда огромным успехом у праздной публи­ки, было «столоверчение» (вызывание духов). Приглашение на спиритичес­кие сеансы считалось хорошим тоном. В обществе широко распространилось учение Елены Петровны Блаватской, основательницы теософии. Одни только и говорили о карме, реинкарнации, об Учите­лях. Другие посещали лекции мистиков».

Григорий Ефимович Новый (Распутин) сошел в эту болотную, грязную, наполненную ядовитыми испарениями долину, чтобы протянуть руку помощи тем, кто погибал там. Сам Григорий Ефимович к этому не стремился, но такова была воля Божья, Господь его привел и поставил здесь на служение. Григорий, исполняя послушание от Бога, знал, на что шел и за кого шел: за Русских Царей, Державных Папу и Маму, за погибающий Русский Народ, за милую дорогую, родную Россию – Святую Русь…

У старца Григория Нового была особая миссия — показать, что можно быть среди прокаженных и не заразиться. В среде людей равнодушных к Богу, среди своих собственных врагов, он должен был остаться подлинным христианином. А это значит, что он не должен был воздавать злом за зло, не должен был ставить себя выше кого-либо из них, мысленно превозноситься, но считать себя ниже и хуже каждого. Этому обязывает следовать духовный закон. Он должен был любить всех, и своих врагов в том числе. В этом была его духовная неуязвимость, его духовное оружие.

Оружие его врагов было иным: подлость, клевета, наговор, шантаж, подкуп, угрозы физической расправы. Его пытались споить, развратить, соблазнить, подкупить, предлагали светские развлечения, удовольствия плоти. Это была их среда, их стихия. И вот в этой среде прокаженных, где нельзя было не оскверниться плотью, надо было остаться чистым духовно, не замарать душу, уберечь помысел от рассеянности, осуждения, злобы, мести, ненависти, сохранить сердце устремленным к Богу, не потушить огонь ревности по Богу, чтобы зажечь огонек веры в других сердцах. Они окружили себя кумирами, а он должен был остаться свободным, не привязываться ни к чему. Они обременили себя массой условностей, задушили в себе Бога и умерли духовно, а он должен был сохранить в простоте живую душу, способную страдать и мучиться за свои собственные ошибки и грехи, способную откликаться на чужую беду, чувствовать чужую боль.

Его задача состояла в том, чтобы явить христианскую любовь – и кому? – тому миру, который был ему в тягость, душил его, в котором он задыхался и невыносимо страдал, где были чуждые ему интересы, чуждый дух, цели, устремления, где была жизнь уродливая, гадкая, корявая, постылая, грязная. Он должен был полюбить людей, которые составляли этот мир, были его центрами. Люди создавали этот мир своими руками, питали его своими страстями, безумием, глупостью – их надо было полюбить. Полюбить тех, кто презирал его, кто издевался над ним, смеялся, унижал, делал ему больно, кто желал над ним поглумиться, делал ему гадости, наконец, тех, кто откровенно ненавидел его, кто травил его как собаку, покушался его убить.

Ну, под силу такая задача смертному человеку? Простому – нет. Божьему избраннику – да! Он и был таким, Божьим избранником и посланником, с ним был Бог. Но за что избран? Разве не за особое устроение души, разве не за горячее стремление к Богу, разве не за великую, жертвенную любовь? И разве все, что он совершил, не вызывает чувства удивления и благоговения пред Богом, явившим через этого человека Свои силы. Кто может совершить больше? А если старец Григорий Ефимович Новый (Распутин) где-то оступился, допустил промахи, ослабел, можно ли обвинять его в этом, может ли его кто-либо осуждать? И может ли кто-либо измерить глубину его покаяния? Может ли кто-либо постичь меру его подвига, тяжесть бремени, возложенного на его плечи, ожесточение духовной брани, силу ударов, наносимых подвижнику врагом рода человеческого? Не судья ли ему Бог?…

Божий странник Григорий пришел в столичный город Санкт-Петербург с Богом. Вместе с Богом он принес тем, кто нес тяготу житейскую в пустоте духовной, «во тьме и сени смертной», Божественное лекарство, так потребное для людей – любовь, жалость, силу утешения. Щедрая душа Григория Ефимовича спешила наполнить пустоту столичного бытия и поделиться со всеми своим сокровищем – верой, помочь обрести им Бога. При этом он был прост, и ко всем шел как ребенок, с открытой душой… Да и люди были для него открыты, и он видел слабости тех, с кем сводил его Господь.

Часто за внешней личиной важности, представительности подчас скрывались души мелкие, маленькие, а то и испуганные (как Феликс Юсупов), а потому слабые и беззащитные, больные, ущербные. Причина была проста: люди не имели Бога, не знали пути общения с единственным в юдоли плача и печали Помощником и Покровителем, Спасителем и Врачом душ и телес наших. Люди закрыли перед Ним двери своих сердец, и Он был вне, где-то далеко, непонятный и неведомый, и уже почти забытый. Григорий Ефимович Распутин, Божий посланник, попытался приоткрыть наглухо закрытые двери. Через него в сердечные двери человека стучался Сам Господь…

Рубрика размещения Статьи о Распутине. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.