Почему православный Царь есть образ Христа

корона-скипетр-300x217Михайло Васильевич Ломоносов в одной своей оде от 1743 года об Императоре Петре Великом написал так: «Он Бог, Он Бог твой был, Россия!» Надо сказать, что Цари, братья и сестры, еще в Святой Псалтири называются богами. Ну, конечно, с маленькой буквы. Смотрите, например, псалом 81-й, и они еще называются Сынами Всевышнего. Да и Моисея Сам Господь называет Богом по отношению к Аарону, которого Бог называет устами Моисея. Так что, братья и сестры, будем лучше слушать слово Божье да святых угодников Божьих, которые всегда молились за Царей и Царям.

В текстах Священного Писания, как правило, и слово “царь” пишется с маленькой буквы, чтобы мы могли увидеть и понять, где слова теста Писания относятся к Иисусу Христу, а где к Помазанникам Божьим. А в богослужебных текстах все определения, относящиеся к Царю-Богопомазаннику, пишутся с большой буквы, а в слове Император все буквы заглавные, так же, как и имя Царя и местоимения, относящиеся к Нему. Это делается для того, чтобы священнослужитель, который эти тексты видит, когда служит у Престола, не забывал кем является Царь-Богопомазанник в глазах Божиих.

Сам Господь еще в Ветхом Завете установил четкое разделение между царской и священнической властью: ты (Моисей) будешь ему (Аарону) говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога (Исх. 4,15-16). Святитель Кирилл Александрийский отмечает: «Моисей и Аарон были для древних прекрасным прообразом Христа, дабы ты представлял себе Еммануила, Который, по премудрому устроению, в одном и том же лице есть и Законодатель, и Первосвященник». «В Моисее мы должны, – говорит он же, – видеть Христа как Законодателя [Царя], а в Аароне – [видеть Христа] как Первосвященника»[6][16]. Блаженный Феодорит также указывает на то, что от Моисея – колено царское, а от Аарона – колено священническое. (Толкования святых отцов на мессианские места Библии. С. 63.)

Господь открывал им, что каждый Государь [Помазанник Божий] свят уже потому, что является сосудом благодати Духа Святаго. В Нем как в святом сосуде хранятся дары Духа Святаго. Государь, как святой сосуд, освящается Духом Святым [а сердце Царево в руце Божией (Притч. 21,1)]. Он к тому же еще и святой образ, то есть святая икона, Господа нашего Иисуса Христа. Разве образ Христов может быть не святым!

Разве не прав святой Преподобный Серафим Саровский, высказывая свое мнение о Петре Алексеевиче: “Уж на что Царь Петр то был: Царь из Царей!”. “Славой Петрограда”, – Его называет святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Если мы только вслушаемся как о нем отзывается Святитель Димитрий Ростовский, то мы поймем, что не только образ Царский свят, но и лицо Его, как пресветлый лик Ангела Божьего.

Если, братья и сестры, мы обратимся к Святителю Димитрию Ростовскому, современнику Петра Алексеевича, то сохранилась его речь к Петру Великому, которая датируется 1701-м годом[8]. «Прежде, чем я сподобился, если только буду недостойный в будущем веке видеть Христа Господа, Царя Небесного, и веселиться о зрении Его пресветлого лица, вот я в нынешнем веке сподобился видеть лицо Христа Господня, Помазанника Божия, Царя земного, христианского православного Монарха, Ваше Царское Пресветлое Величество, и радостью о сем исполняюсь. Исполняюсь я радостью по подобию сынов Сионских, о которых Давид сказал: Сынове Сiони возрадуются о Цари своем [(Пс. 149,2)*. То есть сыны земной Церкви возрадуются о своем Богопомазаннике и восхвалят даже имя Его.

Он (Димитрий Ростовский) говорил нам о том, кто же были наши самодержавные Государи, наши Отцы Отечества. И вот как Димитрий Ростовский, обратите внимание, братья и сестры, как он отзывается о нашем Петре Алексеевиче: Итак «[мудрость Царева управляет Царством, благость же утверждает Престол Царский.] По этим двум причинам и радовались сыны сионские о Царе своем, как об Ангеле Божием. Но кроме сего еще и потому подобает радоваться о Царе, что лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя [живущего на небесах]».

Вот, братья и сестры, четкое определение, Кто есть Царь. Говорит Святитель Димитрий Ростовский: «это есть живой образ, то есть живая икона, Господа нашего Иисуса Христа, живущего на небесах». И после этого, как мы можем что-либо иное говорить о Петре Алексеевиче? Если такие святые угодники Божии, как Святитель Димитрий Ростовский, говорят о Нем так.

«Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и Христос Господень, т.е. Помазанник Божий, по своему Царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, Христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей».

Священник РОМАН ЗЕЛЕНСКИЙ

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.