Мужик-аристократ

О-духовной-осторожностиРаспутина обвиняли в невежестве, в некультурности, необразованности, неграмотности. Для них, «просвещенных» и «продвинутых», он был «темным». На самом деле все наоборот – перед нами яркая, светлая личность, подлинный аристократ духа.

Почему же Григорий Распутин аристократ? Ведь он плоть от плоти, кровь от крови представитель простого народа. Но в том-то все и дело, что по свойствам своей простой, народной души он стоял гораздо выше тех представителей образованной городской и столичной интеллигенции и аристократии, с кем ему приходилось встречаться и иметь дело.

Его высота явлена не в строгом соблюдении этикета. Внешние манеры в его жизни ничего не значили, их не видно, не заметно. Он живет не по закону мира сего. В жизни Григория Распутина мертвая буква уступает место закону духа Христова. Вот почему он не просто аристократ, но аристократ духа. Потому что все его дела, чаяния, стремления, цели в жизни предваряла его глубокая, горячая вера; во главе всего – Христос, Его заповеди. Духовная, нравственная утонченность, не мнимая, а подлинная, не фальшивая, не лицемерная. Подлинная вера в Бога. Подлинная любовь к Царю. Подлинная любовь к ближнему и родной земле. Подлинное сострадание, щедрость души, незлобие, радушие, открытость – все подлинное, золото высшей пробы, без примеси гордыни, чванства, высокомерия, спесивости, надменности, высокоумия – все простота, искренность. Подлинные: мудрость, житейский опыт, проницательность, знание человеческой души.

Его подлинная, духовная в своей основе, аристократическая природа схлестнулась с мнимым аристократизмом господ. Поэтому он не понят, не принят обществом и отвержен, потому что по закону общества ему отведено место лакея, холопа, подобострастного шута, но никак не пророка, не подвижника, не Царского Друга. Он пренебрег незыблемыми принципами сословного неравенства, нарушил правила, которые нарушать было нельзя, тем самым нанес оскорбление сильным мира сего, вызвал зависть среди равных, наконец, до крайности обозлил и тех и других, за что должен был жестоко поплатиться. Ему был вынесен мстительный приговор, обрекающий его на бесчестие, позор, и жестокую расправу. Для общества Григорий Распутин оказался человеком из другого мира, не только мало понятного, неведомого, заповедного, но и чуждого. Они готовы были принять ценности этого мира, но выборочно и в малых дозах, и то лишь обернутые в декоративную оболочку, не раздражающую и не слишком бросающуюся в глаза. Но Григорий Распутин пришел к ним не ощупью, а решительной поступью вторгся в их мир, разрушил привычную картину превосходства господского уклада и господской философии, показал духовную скудость их жизни, двуликость морали. Его жизнь стала обличением их жизни. Почему так? Да потому, что мир крестьянский давно уже воспринимался, как досадная сторона русской действительности, которую по необходимости следовало терпеть до поры до времени. Идеалы господ были далеки от этого мира, как и они сами, стремительно удалявшиеся в сторону удобств цивилизации, достижений прогресса, где Богу было отведено определенное этикетом место. И то было хорошо, но куда и ради чего был этот стремительный бег. Разве не затем, чтобы постичь истину? Не здесь ли Господь? А если нет, то грош цена их стремлениям. Но то была философия мужицкая. Господа уже давно не ставили во главу угла Бога. Их манил пустой, бесцветный, лишенный духа мир, который стремительной волной накатывался и на деревню, угрожая поглотить ее со всеми вековыми устоями и мужицкой богобоязненной моралью.

Юрий РАССУЛИН

Рубрика размещения Статьи о Распутине.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.