Преподобномученица Елизавета и старец Григорий

Почему Великая княгиня была неправа в отношении к Григорию Распутину и что из этого следует.

После февральской революции 1917 года преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна на допросе сказала: «В декабре 1916 года у меня был последний решительный разговор с Царем и Царицей о Распутине. Я указала, что Распутин истерзал общество, скомпрометировал Императорскую Семью и ведет Династию к гибели. Они ответили, что Распутин — великий молитвенник, что все слухи о нем — сплетни, и попросили меня более не касаться этого предмета». Впоследствии Елизавета Феодоровна примирилась с Государыней и поняла Ее, о чем свидетельствуют письма Царицы Государю и лично Елизавете Федоровне Сохранились архивные документы, свидетельствующие о том, что между ними произошло примирение.

В мае 1918 г. Елизавета Федоровна из Алапаевска отправила Царской Семье в Екатеринбург посылку с некоторыми продуктами – поздравление со Святой Пасхой. Царица Александра Федоровна, будучи больна, тогда поручила Марии Николаевне написать ответ и поздравить от лица всей Царской Семьи Елизавету Федоровну с Пасхой. В письме говорилось: «Пермь. Елизавете Феодоровне. Екатеринбург, 4/17 Мая 1918 г. Воистину воскресе! Трижды Тебя дорогую целуем. Спасибо большое за яйца, шоколад и кофе. Мама с удовольствием выпила первую чашку кофе, очень вкусно. Ей это очень хорошо от головных болей; у нас как раз не было взято с собой. Узнали из газет, что Тебя выслали из твоей обители, очень грустим за Тебя. Странно, что мы оказались в одной губернии с Тобой и моим крестным [Вел. князь Михаил Александрович]. Надеемся, что Ты можешь провести лето где-нибудь загородом, в Верхотурье или в каком-нибудь монастыре. Очень грустим без церкви… Храни Тебя Бог».

 Однако и доныне, как справедливо утверждает иеромонах Макарий (Маркиш): «В шуме голосов, печатных и устных, обсуждающих личность и судьбу Г. Е. Распутина и его место в судьбах России, есть один голос, мало различимый на общем безпорядочном фоне, но очень важный для всех нас. Голос этот исходит от тех, кого молитва, чувство и разсудок с особенной силой притягивают к одной из самых замечательных фигур всего сонма Российских Новомучеников большевицкой эпохи — к преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне. Великая княгиня, живя в Москве, с Распутиным никогда не встречалась, но мнение о нем имела резко отрицательное. 18 декабря 1916 года, на следующий день после убийства Распутина и еще до того, как было найдено его тело подо льдом Малой Невки, Елизавета Феодоровна отправила телеграммы соучастнику убийства Великому князю Дмитрию Павловичу и матери убийцы княгине Юсуповой, поздравляя их с «патриотическим актом» Феликса Юсупова. Когда об этих телеграммах узнала Императрица, она, по словам А. Вырубовой, «потеряла самообладание и плакала безутешно..»

Все это хорошо и давно известные факты. С течением времени они никак не меняются: со временем, особенно после ее прославления, лишь возрастает любовь и привязанность русских православных людей к преподобномученице Елизавете Феодоровне. Отсюда, как бы с печальной необходимостью, возникает следующая цепь умозаключений:
- Великая княгиня была образцом христианской добродетели, любви и милосердия, — она ненавидела Распутина и радовалась его убийству, — следовательно, Распутин был чудовищем, дьяволом в образе человека, — а тот, кто пытается «оправдать» Распутина, слеп или безумен, и к тому же оскверняет память Великой княгини Елизаветы Феодоровны.
В той или иной форме, мне нередко приходилось сталкиваться с подобным образом мысли. Хотя выводы не всегда формулируются от начала до конца, однако человек пребывает в искреннем убеждении, что всякая попытка пересмотреть «классический» образ Распутина равнозначна плевку на гроб преподобномученицы. Неудивительно поэтому, что серьезный разговор о Распутине идет с таким колоссальным трудом.
Между тем объяснение этого парадокса — отношения Елизаветы Феодоровны к Рапутину и его убийству — лежит на поверхности и совершенно естественно для православного мировоззрения. Великая княгиня была неправа. Надо уметь сказать эту фразу самому себе и окружающим безо всяких «но..», «однако…» и «в то же время..», без тени мысли о том, что признание ее неправоты «неуважительно» и каким-то образом «отменяет» ее святость. Каждый, кто любит ее, кто чтит ее святую память, обязан стремиться к выяснению истины обо всех обстоятельствах ее жизни, к исправлению тех ошибок, которые она по тем или иным причинам совершила. Ведь она прошла свой жизненный путь, освещая и указывая дорогу нам с вами: потому-то она и причислена к лику святых.

И глядя на совершеннейший абсурд сегодняшнего дня, — «столкновение партий Елизаветы Феодоровны и Григория Распутина» — и обращаясь в молитве к преподобномученице Елизваете с просьбой о просвещении и вразумлении молящихся ей, нельзя не увидеть, что дело здесь гораздо шире и серьезней, чем печальное заблуждение Великой княгини-мученицы. Нельзя не увидеть, что действующие лица русской трагедии ХХ столетия — и причисленные к лику святых, и непричисленные, — протягивают руку в ХХI век, предлагая нам урок и помощь в борьбе с мелочной злобой, невежеством и себялюбием, в стяжании даров любви к Господу и к Его святой Церкви, смирения, трезвости и разсуждения. Примем ли мы эту помощь? или будем как прежде держать «партийную линию»?…

Рубрика размещения Статьи о Распутине. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.