О деятельности благоверного Царя Иоанна Грозного

грозныйМитрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал: «Воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Паря».

Иоанну Грозному чрезвычайно не повезло с историками, описывавшими эпоху его правления. И не повезло с источниками, с документами той эпохи. Исследователь С.Ф.Платонов ( 1860-1933) отмечает : «Бури Смутного времени и знаменитый пожар Москвы 1626 г. истребили московские архивы и вообще бумажную старину настолько, что события XVI в. приходится изучать по случайным остаткам и обрывкам материала». Пришлось заполнять белые пятна клеветой иноземцев, ненавидевших подымающуюся Россию и ее волевого правителя. Решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений хулителей Грозного оказали свидетельства иностранцев — это отмечает и митрополит Иоанн.

Однако все историки, включая обличителей так называемого «второго» периода царствования Иоанна Грозного, единодушны в блестящей оценке первых лет его правления. Были проведены благодетельные реформы по развитию местного самоуправления. В губные старосты выбирались служилые люди и им в помощь давались выборные целовальники ( присяжные ) и дьяк, составлявшие губную избу. Выборных, пишет историк С,Ф,Платонов, избирали все классы населения, причем ведению народных избранников передавались не только суд и полиция, но и финансовое управление, сбор податей и ведение общинного хозяйства. Т.н. кормления, когда наместник «кормился» от населения вверенной ему области, были вообще отменены в 1555 году. Городам и селам было дозволено избирать для наблюдения за земскою исправою сотских и пятидесятников из граждан, известных честностью. Демократичностью местного самоуправления в Московской Руси восхищался, как известно, видный мыслитель-патриот XX века Иван Лукьянович Солоневич.

Огромное значение для страны имел созыв в 1551 г. Стоглавого собора, на котором, помимо высшего духовенства, присутствовали князья, бояре, служилые люди. На соборе был утвержден Судебник и образцовая уставная грамота, регулировавшая местное самоуправление. Главная цель собора была указана Царем: исправление и утверждение веры и церковного благочиния. В своей речи на Стоглавом соборе царь Иоанн назвал ПРАВДУ ( нелицеприятный, праведный суд) и КРОТОСТЬ ( милость) главными средствами, с помощью которых правитель должен установить порядок в государстве и исцелить общество от его моральных недугов. Царь подчеркнул свою готовность полностью довериться духовенству, которое признал своим высшим руководителем.

Преподобный Иосиф Волоцкий считал важнейшей задачей власти соблюдение порядка в обществе, достигаемое сохранением и исполнением законов. Но еще более важной задачей правителей он считал их обязанность вести подданных по пути к спасению. На Стоглавом соборе большинство составляли сторонники Иосифа Волоцкого. Поэтому собор провозгласил ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДДАННЫХ. Под руководством митрополита Макария была проделана большая работа по канонизации общерусских святых. Ведь до этого, скажем, в Новгороде, преподобный Сергий Радонежский считался только московским, как бы местночтимым, святым. Канонизация общерусских святых сплачивала нацию и укрепляла сакральное единение отечества.

Величайшим подвигом Иоанна Грозного явилось покорение Казанского ханства в 1552 году. Сей осколок Золотой Орды был настоящим разбойничьим гнездом. Многие десятки тысяч русских пленных, обращенных в рабов, были освобождены при взятии Казани. Еще при осаде крепости, в сентябре месяце, казанские старики-колдуны и старые колдуньи, по свидетельству Д.И.Иловайского, при восходе солнца являлись на стенах города и изрыгали сатанинские вопли, непристойно кривляясь перед христианским войском. Современники отмечали, что вслед за этим поднимался ветер, подгонял облака и начинался проливной дождь. Тогда по совету благочестивых людей царь послал наскоро в Москву за Животворящим крестом, заключавшим в себе частицу древа, на котором был распят Спаситель. Гонцы в 4 дня на вятских быстроходных корабликах достигали Нижнего Новгорода, а затем поскакали в Москву на переменных подводах. В короткое время доставили святыню. Царские священники освятили воду Животворящим крестом, обходили лагеря и кропили их святою водою. Вскоре после того настала ясная погода.

После взятия Казани Царь при возвращении домой узнал радостную весть от своей супруги царицы Анастасии: у нее родился сын царевич Димитрий. И, тем не менее, прежде чем вступить в столицу, Иоанн Васильевич поспешил в Троицкую Лавру поклониться преподобному Сергию. Великого игумена земли русской Иван Грозный почитал всегда. Еще в 1548 г., вскоре после венчания, зимой Царь пешком совершил путь от Кремля до Лавры. Исключительную набожность Иоанна Четвертого отмечает и С.М.Соловьев, и другие историки.

Важное значение в духовной жизни России имел церковный собор 1553 г.. осудивший ересь Матвея Башкина, заразу, которую подцепили от поляков ( непочитание икон, отрицание ценности Святого Предания, влияние протестантизма ).»Именно с созывом собора и его деятельностью, — считает современный историк Б.Н.Флоря, — следует… связывать окончательное превращение Ивана IV в того защитника православия и чистоты православного учения, каким он выступает в свидетельствах последующих лет».

Известный публицист того времени Иван Семенович Пересветов был страстным поборником единодержавия. Пересветов обличал пороки последних десятилетий Византии, где вся власть, как он считал, перешла в руки вельмож, которые богатели от «неправедного суда», угнетая население и присваивая себе государственные доходы, опустошая казну. Именно византийская знать, по мнению писателя, своими длительными раздорами привела к гибели одну из главных держав христианского мира. К таким же взглядам пришел и Иван IV. Чрезмерная доля власти в руках знати, княжат и бояр, особенно потомков Рюриковичей, опасна для государства и может привести его к гибели. Именно таким образом погибла Польша, где король большей частью был куклой всесильных магнатов.

И когда, например, в январе 1562 г., как пишет Б.Н.Флоря, князь Иван Дмитриевич Бельский был арестован за то, что нарушил присягу и взял охранную грамоту у польского короля для бегства в Литву и факт совершения Бельским государственной измены был вполне доказан, пятеро бояр, потомки черниговских, тверских и ярославских князей, один из членов старомосковского боярского рода Морозовых и свыше сотни княжат, детей боярских и дьяков выступили ходатаями за арестованного. В марте 1562 г. Самодержец под влиянием тогдашней общественности был вынужден освободить Бельского и снова поставить изменника во главе Боярской думы. С осени 1562 года, как свидетельствует Флоря, количество подобных конфликтов стало расти, а Царь оказался в ловушке укоренившихся обычаев, дескать, потомки Рюриковичей, княжата и бояре имеют право «отъезда» во враждебное государство, имеют право самовольничать в своих уделах. А уделы эти с собственным войском, своей столицей, своими подданными были прямо-таки государством в государстве. Знать явно стремилась превратить Московскую Русь в аналог Литовской и затем Речи Посполитой, где власть короля призрачна, а магнаты творят свою многомятежную волю.

К сожалению, этим властолюбцам сочувствовали самые близкие Ивану Васильевичу люди, включая священника Сильвестра и Алексея Адашева. Их измена обнаружилась в 1553 году, когда Царь опасно заболел и чтобы застолбить единодержавие, территориальную целостность страны, приказал присягать на верность своему сыну младенцу Димитрию (позже, увы, утонувшему в Шексне). Многие бояре воспротивились, оказался в оппозиции и Сильвестр. Княжатам был люб двоюродный брат Ивана Грозного — князь Владимир Андреевич Старицкий, при котором они рассчитывали окончательно превратить Московию в Речь Посполитую, в республику самовластных олигархов, Иван Грозный оказался в страшном одиночестве. К счастью, он выздоровел, однако, не решался наказывать хамелеонов, опасаясь их силы и влияния.

Измены, однако, множились. Побеги детей боярских в Литву стали обычным явлением. В 1563 г. из готового к военному походу войска бежит знатный дворянин Богдан Колычев и сообщает литовским воеводам военные секреты. В разгар военных действий с Ливонским орденом 30 апреля 1564 г. бежал к Сигизмунду II наместник в Ливонии, любимец Ивана Грозного, боярин и воевода князь Андрей Михайлович Курбский. Предатель сразу же стал воевать с собственным отечеством, опустошал Великолуцкую область, сжег и разорил несколько сел и монастырей. Возбуждая короля к более энергичной борьбе с Россией, Курбский посоветовал ему отрядить гонцов в Крым и побудить хана Девлет-Гирея к разорению русских земель. Чтобы, так сказать, досадить Ивану IV. Так Ельцин, желая насолить Горбачеву, расчленил в 1991 году 1000-летнее государство на дюжину более мелких, в большинстве которых укоренились русофобские режимы.

31 декабря 1563 г. умер митрополит Макарий. Через год после его кончины, 3 декабря 1564 г. Иван Грозный покидает Москву и в Александровской слободе ждет, кого поддержит народ: его или властолюбивых княжат. Народ поддержал Царя. С 1565 г. начинается тот самый период опричнины, который вызвал большие нарекания у целого ряда либеральных историков. Наш современник Валерий Михайлович Ерчак в своей работе «Правда об Иоанне Грозном» высказывает мнение, что опричнина была создана Грозным для ликвидации тайных ритуальных деяний жидовствующих ради очищения России от видимых и невидимых бесов. Я не берусь пока отстаивать точку зрения Ерчака.

Очевидно другое. Ведь главным в опричнине были не казни, а переселения княжат из родовых вотчин в другие земли, туда, где у них нет опоры, нет собственного верного войска и преданной челяди. Аристократия тем самым уравнивалась с.другими подданными из служилого сословия. С.Ф.Платонов пишет: «Опричнина была орудием государственной реформы. Опричнина сокрушила землевладение знати в том виде, как оно существовало из старины. Посредством принудительной и систематически проведенной МЕНЫ ЗЕМЕЛЬ она уничтожила старые связи удельных княжат с их родовыми вотчинами везде, где считала это необходимым и раскидала подозрительных в глазах Грозного княжат по разным местам государства, преимущественно по его окраинам… В опричнине Грозного произошел полный разгром удельной аристократии…. Грозный отстаивал не право на произвол, а принцип единовластия, как основание государственной силы и порядка»,

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн глубоко чтил многими непонятого Царя Иоанна Васильевича: «Приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную, Царь, как хирург, отсекал от тела России гниющие, безполезные члены». Владыка считал, что поведение великого Государя «всегда и во всем определялось глубоким и искренним благочестием, полнотой христианского мироощущения и твердой верой в свое царское «тягло» как Богом данное служение».

Владимир Осипов, глава Союза «Христианское Возрождение».

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.