Об антимонархизме и теплохладности

орёл герб

 “Неразумны и неправдивы те люди, те писатели и ораторы, которые говорят, будто Православная Церковь Русская могла и может существовать при всяком государственном строе, начиная с республики. Надо голову потерять, чтобы говорить такие несообразности”, – возмущался еще в 1929 году старейший из оставшихся тогда в живых архипастырей Русской Православной Церкви митрополит [РПЦЗ] Антоний (Храповицкий). “Будем свидетельствовать, что никакая иная форма правления в России неприемлема, что наш государственный строй может быть только сообразным православной вере русского народа, так как только об этой власти говорят нам богооткровенные писатели и святые отцы”, – писал архиепископ Серафим (Соболев) в своей глубокой и удивительно современной книге “Русская идеология”.

Отвергнуть ныне священную монархию (к чему так настойчиво призывают антимонархисты всех мастей в России и вне ее) значило бы отвергнуть русский путь, русскую идеологию, богословие святых отцов наших, погубить дело возрождения Святой Руси!

К сожалению, и ныне в среде православных русских людей каким-то странным образом уживается унаследованный от советской идеологической системы махровый антимонархизм, сочетающийся с невежественным пренебрежительным отношением к царской власти, к самим Помазанникам Божиим. Автору этих строк неоднократно приходилось лично быть свидетелем непочтительного отношения к священной православной монархии (которую почему-то обычно путают с языческой монархией, восточным деспотизмом или искаженными монархическими болезнями формами правления).

Что самое печальное, подобное встречается не только среди мирян, но и среди священства. И уж совсем непонятна нынешняя лояльность нашей церковной цензуры в отношении антимонархических публикаций в православной периодической печати… Примеров тому можно привести немало.

Вспоминаются достойные хрестоматийного признания в качестве канонической истины слова новомученика российского митрополита Владимира (Богоявленского) (1848-1918): “Священник не монархист не достоин стоять у Св. Престола”. Насколько же актуально звучат слова Владыки в наши дни! По мысли архиепископа Серафима (Соболева), те православные люди, которые подвержены антимонархическим настроениям, должны немедленно покаяться в том, ибо антимонархизм есть не что иное как внутренне носимое бунтарство против Помазанника Божия, грех противления, иными словами, скрытое беснование. Кульминацией отступления от Бога и Царя в последние времена станет восшествие антихриста на царский трон при отрицании людьми Божественной и царской власти (2 Солун. 2, 4).

Впрочем, довольно часто имеет место иная позиция, заключающаяся не в отрицательном отношении к царской власти, а в полном безразличии, выдаваемом за христианское смирение и терпимость, в том числе ко всякой внешней и внутренней политике государства. Такая позиция не менее ущербна и гибельна, ибо по сути своей близка к осужденной в Священном Писании “теплохладости” (см. Откр. 3, 15-16).

 Безразличное отношение православных людей к формам государственной власти отечества своего (так называемая “аполитичность”) есть явление новое, нездоровое, опасное и не нормальное для русского человека. Слово Божие свидетельствует, что нет власти не от Бога (“ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены” (Рим. 13, 1). Но государственная власть от Бога может быть только царской. Всякая же иная власть, в том числе и агрессивно-богоборческая (к примеру, большевистская) или же безбожная (республиканская, демократическая), лишь попускается Господом за грехи наши.

 “Вправе мы сказать, – писал св. Исидор Пелусиот, – что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему…”. Эти злодеи-беззаконники, похитившие царскую власть у русского народа были масоны-революционеры и близкие к ним другие “нехорошие элементы” (термин государя Николая II). Замена единоначалия на многовластие есть тоже признак греховного отступления от божественных истин. “Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников”, – говорит о последствиях беззакония народа Священное Писание (Притч. 28, 2).

 “Если мы будем считать вопрос о царской власти только проблемой, не будем иметь к ней надлежащего отношения на почве православной веры; если будем рассуждать – установлена она от Бога или нет, и даже утверждать, что она на Священном Писании не основана, что сама по себе не имеет ценности и не может быть предметом нашего внимания, то при наступлении возможности возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным отношением нашим к царской самодержавной власти. В таком случае этого возрождения мы не увидим никогда”, – справедливо утверждал арх. Серафим (Соболев), так глубоко и всесторонне исследовавший аспекты православного учения, касающиеся священной монархии, и так ясно и веско, вслед за его великим предшественником в этом деле Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, выговоривший эти столь необходимые для нашего больного и смутного времени глубокомысленные духоносные слова.

 Составлено по книге Владимира НЕВЯРОВИЧА «Благословенно царство».

Рубрика размещения О русском монархизме.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.