Царь Иоанн Грозный и исторические свидетельства его святости.

Документальные подтверждения почитания Царя Иоанна IV в лике святых.

Историческими свидетельствами святости первого русского Царя, первого Божиего Помазанника на Руси являются прижизненные и посмертные иконы и фрески Иоанна Васильевича Грозного. Например «Благословенно воинство Небесного Царя» (позднее название «Церковь воинствующая») находящаяся в настоящее время в экспозиции Государственной Третьяковской Галереи, фреска «Митрополит Макарий и Иоанн Грозный» в алтарной части Успенского собора Свияжского Успенского мужского монастыря и и клеймо «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Димитрием» на Тихвинской иконе Божией Матери, в Благовещенском Соборе Московского Кремля .

Церковь воинствующая. Фрагмент.

Митрополит Макарий

Моление Иоанна Грозного с сыновьями

В построенном при Великом князе Иоанне III в 1491 г. Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря, сохранилась фреска Иоанна Грозного, на которой он изображен с нимбом. Над его правым плечом написано «Цръ», над левым – «Iwаин». Кроме этих известных изображений существует и малоизвестная фреска в Казанском монастыре города Рязани «Принесение иконы Пресвятыя Богородицы Казанской пред Царя Иоанна Васильевича».

Фреска Новоспасского монастыря

Фреска Казанского монастыря

Известно о почитании Царя Иоанна IV Императором Петром I, который считал себя его продолжателем в деле завоевания Прибалтики и неоднократно это подчеркивал. Так во время торжеств после заключения мира со Швецией (1721 г.) герцог Голштинский построил триумфальные ворота, на которых с одной стороны был изображен Император Петр Великий, а с другой Царь Иоанн Грозный. Знатная публика отнеслась к этому с неодобрением. Но Петру  I изображение Иоанна Грозного так понравилось, что он обнял герцога, поцеловал и публично сказал: » Эта выдумка и это изображение самые лучшие изо всех иллюминаций,  какие только я во всей Москве видел. Ваша светлость представили тут собственные мои мысли. Этот Государь (указал на Царя Иоанна Грозного) — мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и храбрости, но не мог еще с ним сравняться. ТОЛЬКО ГЛУПЦЫ, КОТОРЫЕ НЕ ЗНАЮТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЕГО ВРЕМЕНИ, СВОЙСТВА ЕГО НАРОДА И ВЕЛИКИХ ЕГО ЗАСЛУГ, НАЗЫВАЮТ ЕГО ТИРАНОМ».

После смерти Императора Петра I, в череде дворцовых переворотов и иноземных временщиков, в «высшем» слое русского общества, которое приобрело западное мышление и все более отрывалось от родных корней, утратилась память о святости и почитаемости русских благоверных князей. Утратилась и почитаемость первого русского Царя – Помазанника Божиего, о котором знатные боярские роды распространяли только негативную информацию. Созданный Карамзиным (членом масонской ложи с 18 лет) образ Царя Иоанна IV – «тирана и душегуба» – овладел умами «передовых» людей общества на многие десятилетия.

Только с воцарением воистину русского Императора Александра III Миротворца, вновь стала возрождаться подлинная Православная Государственность, Симфония Священства и Царства. Тогда-то, в 1882 г., и был обновлен образ Царя Иоанна IV в Грановитой палате Московского Кремля.
А при царствовании святого Царя-мученика Николая II была начата работа по подготовке общецерковного прославления Государя Иоанна Грозного. Об этом сохранились документы в отделе рукописей ГБЛ.

Так писатель Александр Николаевич Стрижев сообщал, что когда он работал в отделе рукописей ГБЛ с документами фонда Святейшего Синода десятых годов ХХ века — до Собора 1917-1918 гг., он обнаружил там список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там были  и блаженная Ксения Петербургская, и святитель Игнатий Брянчанинов, и святитель Феофан Затворник, и святитель Филарет Московский и праведный Иоанн Кронштадский и …Царь Иоанн Васильевич Грозный. И только революция 1917 прервала процесс общецерковного прославления Царя Иоанна IV.

На сегодня для нас свидетельством святости Иоанна Грозного являются ещё два несомненных факта – это фреска Грановитой палаты и святцы Коряжемского монастыря. Благодаря исследованию современного историка Вячеслава Манягина в отношении этих свидетельств мы можем говорить о следующем.

Икона Грановитой палаты

Фреска Царя Иоанна IV из Грановитой палаты Московского Кремля. Грановитая палата была расписана в к. XVI в., во время царствования сына Иоанна Грозного, Царя Феодора Иоанновича (1584–1598). Реставрировавший ее росписи во второй половине XVII века иконописец Симон Ушаков оставил их описание: “Царь Феодор Иоаннович сидит на златом царском месте на престоле, на главе его венец царский с крестом без опушки (подобный венцу Царя на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» — В.М

Изображение нимба на Царском портрете из Грановитой палаты, как и изображения нимбов на княжеских портретах из Архангельского собора, были именно признаком святости, несмотря на то, что далеко не все из представленных на фресках князей были канонизированы. Изображенные с нимбом князья относились к разряду почитаемых усопших, или святопочивших, местночтимых в столице их княжества.
«Образ святого князя ступень за ступенью формирует и Степенная книга. Идеальный правитель — это тот, кто как государственный муж «благоразумным велемудрием преудобен, во бранех же храбр и мужествен… вся православные догматы по Бозе трудолюбно утверждая… на святость и на украшение Богом дарованные им державы», а в личной жизни «сам тщашеся угодная Богу сотворити», «многие святыя церкви поставляя и честная монастыри устрояя», так что через личный подвиг князя «вера христианская… сугубо распространяшеся».

Именно верность Православию является главным основанием для прославления государя как святого, а из русских князей никто никогда «ни смутися… ни соблазнися о истинном законе христианском», поэтому многие из князей «аще и не празднуеми торжественно и не явлены суть, но обаче святы суть» — так Степенная книга объясняет то обстоятельство, что даже не канонизированных официально Церковью князей сочли возможным представить в росписи собора. Степенная книга и образы Архангельского собора формируют представление об идеальном правителе из рода праведных, который и после смерти продолжает оказывать помощь потомкам, ограждая их небесным заступничеством. Центральная идея эпохи — прославление Православия через святость государей…».
Таким образом, древнерусская традиция с одной стороны, и Церковь в лице составителя Степенной книги, митрополита Афанасия с другой, признают почитание князей, как местночтимых святых без общецерковной канонизации.
Тем более это относится и к православным Царям – Помазанникам (Христам) Божиим. Как первый Помазанник Божий на русском престоле Иоанн IV, без сомнения, так же почитался в народе после своей кончины, как местночтимый святой благоверный Царь. Тем более, что перед смертью он принял великую схиму с именем Иона. Это почитание и отражают нимбы на нескольких известных ныне изображениях Государя. До 1917 года на гробницу Иоанна Васильевича в Московском Кремле проходили простые русские люди просить Царя о заступничестве в суде, как небесного предстоятеля перед Праведным Судьей.
Документальным свидетельством этого почитания являются «Святцы Коряжемского монастыря» (1624 г.), в которых на обороте 205 листа под датой 10 июня находится запись: «В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иванна». Церковный историк проф. Е. Голубинский (который без особого восторга относился к личности государя Иоанна Васильевича) в своем труде «История канонизации святых в Русской церкви» признает, что речь идет о мощях именно царя Иоанна Грозного, а также отмечает почитание его в лике местночтимых святых, почитание которых прекратилось по какой-либо причине.

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.