О схожести судеб Иоанна Кронштадского и Григория Распутина

иоанн кроншт и распутинА. А. Вырубова, в 16-лет исцеленная от тифа праведным Иоанном Кронштадским, не раз бывавшим в семье Танеевых, так вспоминала первую свою встречу с Г. Е. Распутиным: «Вошел Григорий Ефимович, худой, с бледным, изможденным лицом, в черной сибирке; глаза его, необыкновенно проницательные сразу меня поразили и напомнили глаза о. Иоанна Кронштадтского». В очень осторожных (по условиям времени) ответах Анны Александровны на вопросы следователя Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства на допросе 6 мая 1917 г. читаем: (О себе): «…Считала, и отец Иоанн считал, что он [Г. Е. Распутин], как странник, может помолиться». (О Царственных Мучениках): «Они так же верили ему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, именно: Они страшно ему верили, что он может помолиться. Я сама верила, и вся наша семья верила, и когда у Них горе было, так всегда, во всяком горе, когда, например, Наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться».

«Когда укоряли Государыню тем, что Она дружит с простым мужиком, который в Ее глазах еще и наделен святостью, – подтверждала Ю. А. Ден, – Она отвечала, что Господь наш Иисус Христос не выбирал Себе учеников из представителей знатных еврейских семейств. Все Его ученики, кроме апостола Луки, были людьми низкого происхождения. Я склонна думать, что Ее Величество уподобляла Распутина св. Иоанну. По Ее мнению, оба они были мистически настроенными людьми».

Подтверждала это сходство и иная сторона. После революции журналист И. М. Василевский писал в одном из своих опусов, имея в виду Царственных Мучеников, о том, что Они «находили все новых и новых, уже отечественных чародеев, от Митьки юродивого до Иоанна Кронштадтского включительно. Не оскудевала земля Русская талантами распутинского образца!»

И действительно, если внимательно присмотреться, то даже сама судьба о. Иоанна Кронштадтского и Г. Е. Распутина имела много общего. И, прежде всего, во исполнение слова Апостольского: «…Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13). Ибо «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).

«…Награды и поощрения даются ему скупо, редко, – отмечал еще дореволюционный биограф о. Иоанна, – награды почти ничтожные, если принять во внимание его образцовую, пастырскую ревность, заслуживавшую, конечно, гораздо большего. Через 5 лет упорного труда он получает всего лишь набедренник (1860 г.), камилавку ему дают лишь через 10 лет после рукоположения, наперсный крест – через 15, а в сан протоиерея его возводят лишь через 20 лет по принятии священства!.. […] В Кронштадтский собор он поступил в 1855 году, а настоятелем собора сделан в 1894 году, т. е. ровно 40 лет он не был настоятелем» .

Лишь начиная с 1894 г, после вызова в Ливадию к умиравшему Императору, Кронштадтский Пастырь «достиг всероссийской славы, и награды стали тогда даваться ему быстро…». Однако именно эта возникшая близость и принесла о. Иоанну немало искушений. Одними из первых возмутились лжебратия. «Мы все такие же отцы Иоанны» , – заявил один из служивших вместе с ним священников Андреевского собора. Подтвердилась древняя народная мудрость: Близ Царя, близ смерти. Смерти не от Царя, как толковали в ушедшем ХХ столетии, а за Царя, как повелось от первых, еще дохристианских Царей и с особой силой выявилось в русской истории в образе Ивана Сусанина.

Уместно вспомнить здесь травлю архимандрита Фотия (Спасского, 1792†26.2.1838) за его близость и советы Императору Александру I. За близость к Царю  травили, а потом умучили и Григория Ефимовича… После февральского переворота Великий Князь Николай Михайлович высказывался /об Иоанне Кронштадском и Григории Распутине/, причем с явным привкусом безбожия, которое, вероятно, уже давно ему было присуще. Приведем некоторые цитаты из его высказываний: «Как это ни странно покажется, Иоанна Кронштадтского, как гипнотизера-самородка, я считаю самым прообразом Распутина. Это – явления одного и того же порядка, хотя и далеко не равноценные… Как нарочно, кругом Распутина теснились самые характерные его поклонницы, такие же ревнивые, как сподвижницы Иоанна Кронштадтского».

Сергей ФОМИН

От редакции: Добавим, что на батюшку Иоанна, так же как и на Распутина создавались литературные клеветнические пасквили. К сожалению одним из первых Кронштадского пастыря осмеял талантливый писатель Николай Лесков, написавший о нем в повести «Полунощники».

Другим пасквилем стала В. В. Протопопова  «Черные вороны», изданная в Петербурге в 1907 г. Написана она была по мотивам основанного на грязных сплетнях романа «Иоанниты», печатавшегося в «Петербургском листке».

Так же как и на старца Григория Распутина на батюшку Иоанна Кронштадского клеветали и в советское время.  «Юродствующие отцы церкви были знаменитостями номер один, – утверждал в 1964 г. в журнале “Знание – сила” автор популярнейших судебных очерков в “Литературке” Аркадий Ваксберг. – Едва ли не первым из них числился отец Иоанн Кронштадтский. Тысячи паломников сгонялись в Андреевский собор, где отец Иоанн устраивал массовые покаяния в грехах. Он исповедовал не поштучно, а оптом – всех сразу. Это был типичный массовый психоз, кончавшийся драками, поножовщиной, самоистязанием. Многие прямо из собора препровождались в полицейский участок. На одном из судебных процессов, следовавших за такими исповедями, эксперт-психиатр назвал скопища, которые устраивал Иоанн “сумасшедшим домом на свободе”. …До Иоанна дошла слава о молодом сибирском “пророке” /Григории Рапрутине/. Вчерашний конокрад удостоился чести быть принятым в Александро-Невской лавре: опытный обманщик присматривался к начинающему собрату. Ему и в голову не приходило, как скоро “ученик” превзойдет “учителя”».

Рубрика размещения Статьи о Распутине. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.