Великая княгиня Елизавета Федоровна и Григорий Распутин

Писатель Юрий Рассулин об отношении великой княгини новомученицы Елизаветы Федоровны к старцу Григорию

«Такие люди, как Юсупов, Джунковский, Родзянко, Тютчева, Гучков и другие ненавидели конкретного человека – крестьянина Григория Ефимовича Распутина-Нового. В отличие от них Елизавета Федоровна относилась с крайней неприязнью не к живому, реальному человеку, а к фантому, несуществующему миражу, наваждению. Этот мнимый образ был слеплен в ее воображении из сплетен Тютчевой, лживых донесений агентов Джунковского, безответственных, пустых брошюр Новоселова. Уважаемый богослов, духовный писатель и ревнитель благочестия М. Новоселов, как и епископ Феофан (Быстров), позволил увлечь себя духу слепой неприязни, безпочвенных претензий, несоразмерного полемического запала, ложно понимаемой ревности – пишется в книге «Великий  праведный  старец  страстотерпец  Григорий».

К сожалению, Новоселов пользовался авторитетом и уважением в среде образованных людей, и его брошюрам о Григории Распутине верили. Не исключением была и Елизавета Федоровна. Откровения Новоселова она принимала за чистую монету, как человек искренний и доверчивый, и, наверное, немного наивный. Под действием ядовитой информации, которая в изобилии поступала отовсюду и ото всех, Елизавета Федоровна, конечно, не знала и не понимала, кого она так настойчиво отвергала в действительности. В вопросе о Распутине она не смогла преодолеть в себе чувство отвращения, не смогла разорвать путы всеобщего ослепления и подняться выше ядовитого облака сплетен и пересудов, не смогла преодолеть себя и лично познакомиться с крестьянином Григорием, как она поступила по отношению к убийце своего мужа. Это, конечно, следовало бы сделать, переступить запретную черту, чтобы воочию убедиться только в одном – под неприятным для нее мифическим образом Григория Распутина находился совершенно иной человек, нежели тот, которого она представляла себе из рассказов своего окружения. Но она этого не сделала.

Всякому, кто познакомился с жизнью преподобномученицы Вел. княгини Елизаветы Феодоровны невозможно усомниться в ее искренности, высокой нравственности, чистоте идеалов и помыслов, честности и любви по отношению к Царской Семье, России, и Русскому народу. В том, что она не любила уродливого монстра, созданного больным воображение толпы, ее винить нельзя. Гораздо более серьезные основания для претензий к Елизавете Федоровне связаны с ее нежеланием поверить родной, горячо любимой сестре и ее Державному супругу. У Елизаветы Федоровны не было оснований им не доверять. Что же из этого следует? Ответим словами старца Григория Ефимовича Распутина-Нового: «Да, грех! А Господь милостив!»

Милостивый Господь, искупивший человечество своей кровью, спас и Елизавету Федоровну, возложив на нее тяжкий крест испытаний и мученической кончины за Христа. Она пронесла крест безропотно и терпеливо, с твердостью и упованием на Божье милосердие. За праведную жизнь, многие добродетели и мученическую кончину сподобил ее Господь венца святости.

Сохранились архивные документы, свидетельствующие о том, что между четой Русских Венценосцев и Вел. княгиней Елизаветой Федоровной произошло примирение. В мае 1918 г. Елизавета Федоровна из Алапаевска отправила Царской Семье в Екатеринбург посылку с некоторыми продуктами – поздравление со Святой Пасхой. В Екатеринбурге их было только трое: Царь, Царица и Вел. княжна Мария. Остальные Царские Дети, разлученные с родителями, все еще находились в Тобольске. Государыня Александра Федоровна поручила Марии Николаевне написать ответ и поздравить от лица всей Семьи Елизавету Федоровну со Светлым Праздником. Вот это письмо: «Пермь. Елизавете Феодоровне. Екатеринбург, 4/17 Мая 1918 г. Воистину воскресе! Трижды Тебя дорогую целуем. Спасибо большое за яйца, шоколад и кофе. Мама с удовольствием выпила первую чашку кофе, очень вкусно. Ей это очень хорошо от головных болей; у нас как раз не было взято с собой. Узнали из газет, что Тебя выслали из твоей обители, очень грустим за Тебя. Странно, что мы оказались в одной губернии с Тобой и моим крестным [Вел. князь Михаил Александрович]. Надеемся, что Ты можешь провести лето где-нибудь загородом, в Верхотурье или в каком-нибудь монастыре. Очень грустим без церкви. Мой адрес: Екатеринбург, Областной исполнительный комитет. Председателю для передачи мне. Храни Тебя Бог +. Любящая Тебя Крестница».

Не возможно поверить в то, что душа Елизаветы Федоровны отошла ко Господу с грузом неприязни и раздражения к Их Другу Григорию. Нет сомнений, что произошло примирение и с ним. Как? Мы не знаем. Может быть, так, как это произошло с епископом Гермогеном, может быть, по иному. Бог про то ведает.

Рубрика размещения Статьи о Распутине. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.