О логике и совести

Как поступать — по логике или по совести? Таким вопросом нам порой приходиться задаваться в сложных жизненных обстоятельствах. В повести Алексея Солоницына «Свет, который в тебе», вышедшей в издательстве «Зерна» через выбор «как поступить» проходят главные герои — актриса Ольга и её муж священник Андрей Востоков. Повесть эта многоплановая, однако, тема логики и совести, прошивает её красной нитью. Совесть, как говорят некоторые православные толкователи, это совместная весть с Богом с Иисусом Христом, который Сам «Свет и Истина». Свет, который есть в каждом человеке, поскольку по выражению древнего философа Тертуллиана душа человека по своей природе изначально христианка. Однако часто человеческая, не Божья логика гасит этот свет. И тогда человек страдает сам и вызывает страдания у других людей. Об этом рассказывается в романе «Свет, который в тебе». В романе-предупреждении — не гасите свет, который есть в вас! В данной статье об этой повести и проблемах, которые поднимаются в ней, рассуждает писатель Игорь Евсин.

 

1. Логика человеческая

Героиня произведения, Ольга Востокова — жена провинциального священника отца Андрея — профессиональная актриса. Она определила своё предназначение, как раскрытие Богом данного ей таланта через искусство кино. И никто — ни священники, ни даже архиепископы не осуждают её за это. Пусть кино, лишь бы оно людям пользу приносило. Главный герой повести Андрей Востоков, когда предлагал Ольге руку и сердце сказал: «Я не буду мешать твоей актёрской жизни. Это чепуха, что актёры не могут быть верующими, что театр и вера несовместимы. Все великие русские актёры были верующими. А один римский лицедей даже прославлен во святых».

Ольга искренне полюбила культурного, обходительного и всегда духовно настроенного Андрея Востокова, который учился в семинарии и после свадьбы рукоположился во священника. И жили бы они, поживали, да детей наживали, если бы Ольга не сотворила себе кумира в образе кино, в котором действительно играла весьма талантливо. Когда она получила главную роль в престижном сериале и стала деятельно проявлять свой талант, то пришла к такому умозаключению: «Заниматься мне надо кино — его я люблю больше жизни самой». Ольге показалось, что она обрела свой смысл жизни. И она посчитала замужество ошибкой молодости: «Я села не в свои сани, когда согласилась выйти замуж». Сделав такой вывод, она поддалась на соблазн настойчивого, и скажем так — блестящего ухажёра Николая Ожогина.

Этот герой повести — крупный бизнесмен, продюсер киносериала в котором Ольга играла главную роль. Влюблённость Ольги в продюсера стала жертвой, которую она принесла своему кумиру — кино. Но по её логике это была не жертва, а выбор правильного пути. В письме к своему мужу священнику Андрею Востокову, в это время безвинно сидевшему в тюрьме, она пишет: «Нельзя мне было становиться женой священника. Ну, какая я матушка? Матушка должна жить жизнью своего прихода, жизнью церкви. А я актриса. Тогда мне надо было уходить из театра, быть регентом в храме, вот и всё. Но моё призвание в другом! Я хочу другой жизни, другой! Той именно, какой я живу сейчас… И спутником мне стал человек, который всё сделает, чтобы я жила этой жизнью».

Что ж, здесь всё логично, хотя совесть подсказывала Ольге: «Нельзя же, в самом деле, быть такой…». Но логика убеждает Ольгу, что она в своей творческой деятельности полностью зависима от продюсера Игоря Ожогина, который является хозяином сериала. Он искренне её любит, очень хорошо понимает, старается во всём угодить, а она с его стороны имеет такую заботу, о которой можно только мечтать.

И в самом деле — разве логично зарывать свой талант в землю, связав свою жизнь со священником, который хотя и замечательный, любящий муж, но весьма далёкий от искусства кино человек? Но совесть опять-таки подсказывает ей, что это не забота о своём предназначении, а эгоизм. Однако логика побеждает. И Ольга изменяет мужу, сломав свою судьбу, страдая сама и вызывая страдание у Андрея.

 

2. Логика Божья

А что же отец Андрей? Узнав об этом, он простил её и поблагодарил за радость любви, которую испытал к ней. Конечно, отец Андрей поступил вполне естественно для христианина. А как человек разве он не переживал? Конечно, переживал и весьма глубоко, но это переживание пережить помогла ему… логика. Божья логика. В ответном письме к Ольге он так рассуждает: «Без любви, как без воздуха… И любовь земная нужна и любовь небесная. К любви к Богу надо прийти, понять, что это такое. Это высшая точка духовной жизни человека. И не каждому дано её достигнуть».

Рассуждая так, отец Андрей понял, что его жена не достигла той духовной высоты, к которой призывает нас Господь. Благодаря именно такой логике для отца Андрея было естественным не только простить Ольгу, но и примириться в душе с её изменой. А ведь, согласитесь, простить и примириться — это далеко не одно и то же. Сколь часто, простив человека за его злые поступки, мы, тем не менее, не можем освободиться от неприязненного отношения к нему…

Ольга к моменту измены мужа была далека от любви к Богу, хотя и верила в Него. В повести «Свет, который в тебе» нет ответа на то, достигла ли она любви к Нему. Но Ольга встала на путь покаяния и уже это вселяет надежду на духовное преображение этой в целом хорошей, доброй и печально запутавшейся в поисках смысла жизни героини повести.

 

3. Совместная весть

Андрей Востоков, так же как и Ольга был талантлив, (обладал музыкальным и литературным даром), и так же не желал заниматься тем, на что толкала его судьба. Но в противоположность Ольге, не желавшей быть при церкви, он вне церкви себя не мыслил. Смыслом его жизни было служение Богу. А о раскрытии своего литературного дара он не беспокоился. Полагался на волю Божию, а не на «шанс» проявить свой талант благодаря меценату, как то сделала его жена Ольга. В письме к ней он пишет: «Прости, но ты написала совершеннейший вздор о шансе, который даётся провинциальной актрисе… Если дело благое и ты готова к нему, Господь не оставит».

Выполнение Божией воли — вот главный смысл жизни главного героя повести «Свет, который в тебе». А как познать её, как понять? Для вопроса на этот ответ нам и дани совесть — совместная весть с Богом. Святитель Феофан Вышенский учил «ничего не допускать, против чего восстаёт совесть… в совести Сам Бог говорит. Следовательно, её надо слушать паче всего». Но слушать её, а не логики порой настолько трудно, что это слушание переходит в послушание, в подвижнический подвиг. Именно такой подвиг взял на себя отец Андрей.

Это случилось, когда был пересмотр дела, по которому он невинно находился в тюрьме. В преступлении по этому делу «сознался» некий Фёдор Мякишев. Друг отца Андрея журналист Найдёнов при помощи Ожогина убедили взять его на себя это преступление. По их логике Мякишеву всё равно давали срок за кражу. И какая разница отсидит он два или три года. Зато спасёт невинно осуждённого священника да ещё получит много денег. Казалось бы эта логика хороша со всех точек зрения и с моральной, и с материальной. А с евангельской? «Не лжесвидетельствуй» — такова заповедь Господня. И отец Андрей отказывается от помощи своего друга, от «жертвы» Фёдора Мякишева. Хотя никто бы не осудил Востокова, поступи он по логике своих друзей. Но, когда его, невинно осужденного, попытались освободить из тюрьмы, переложив вину на другого человека, совесть не позволила ему воспользоваться этим шансом.

«Каждому из нас отвечать перед Богом — рассуждает отец Андрей, — Не могу я веселиться на чужом страдании». Кроме того, совесть подсказала ему, что заключение его в тюрьму — это воля Божия. Воля Божия была в том, чтобы отец Андрей, как священник окормлял заключённых. Чтобы он оборудовал в тюрьме молельню, а потом и храм построил. Чтобы он, имевший в себе свет Христов, доносил этот свет и до огрубевших душой, но всё-таки Божиих чад.

 

4. Ожоговщина

Николай Ожогин, в прошлом помощник режиссёра, так сказать творческая личность. Но став бизнесменом он, хотя и любил киноискусство и поддерживал его, всё-таки приобрёл логику так называемых «новых русских», которые мыслят в рамках своей личности. Их логика — победи конкурента, пока он не победил тебя. Это они называют борьбой за существование и обосновывают её по-ожогински: «У меня есть чувство собственного достоинства, воля. Я вступаю в борьбу, хоть мне и страшно. Только вруны говорят, что у них нет страха. Всё дело в том, что надо победить страх. И тогда ты будешь наверху».

Отказ отца Андрея от освобождения из заключения за счёт Фёдора Мякишева вызывает у Ожогина бурное недоумение. Он не понимает логики этого поступка, хотя Ольга и объясняет, что для верующего человека преодоление испытаний посланных Богом, это путь ко спасению души. Казалось бы, в таком непонимании нет ничего страшного. Но Ожогин начинает злиться и получается страшная штука. Он восстаёт против Бога. Смиренное преодолевание Богом посланных испытаний он называет глупостью и говорит: «Да пошёл он подальше, такой Бог». И логически обосновывает несправедливость Божию: «Суд подкупили, начальство тоже — или подкупили, или приказали не рыпаться. И это хорошо? Во славу Божию невинный должен сидеть? Так что ли?… Ну и логика! А почему бы вашему Богу не поступить иначе, по справедливости? Виновного… наказать, защитников зла то же наказать, невинного выпустить на свободу?».

Согласитесь логика Ожогина — железная, с ней трудно поспорить. Однако истины в такой логике нет. Да, суд человеческий на земле необходим чтобы, по слову Иоанна Златоуста «Люди не поглотили друг друга, как рыбы». Но, как ни суди преступников, как ни наказывай, воры останутся ворами, насильники — насильниками, убийцы — убийцами, пока не будут бояться Страшного Суда Господня, пока не станут жить по Евангельскому закону — не лжесвидетельствуй, не укради, не убий…

Господь говорит: «У Меня отмщение и Аз воздам», то есть «Я буду судить и воздавать каждому по его делам». Нам не дано знать, когда и как будет судить Господь людей. Да и зачем? Достаточно того, что мы знаем — каждый человек получит по заслугам и наказание Божие неотвратимо.

Но ожогиных это не устраивает. Им ведь нужно всё и сейчас. Это и есть их логика. Наблюдая за ожогиными, которых расплодилось предостаточно, мы можем убедиться, насколько логика гасит в них свет совести, гасит свет Христа.

Целеустремлённый бизнесмен Игорь Ожогин считает, что рассуждения священника Андрея Востокова, «это логика тёмных или безвольных людей». А разве может жить прекрасная актриса, интеллектуальная женщина и просто прекраснодушная Ольга с тёмным безвольным попом? Конечно, нет! Следуя этой логике Ожогин, влюбившись в Ольгу, без зазрения совести разрушает семью. Ему даже в голову не приходит, что не дело священника всеми способами защищать свою честь и достоинство.

«Моя логика проста, — говорит отец Андрей Ольге, которая ждала от него каких-то действий в складывающейся двусмысленной ситуации. — Мне не нужны дантесы. К тому же, как ты знаешь, священники не выходят к барьеру. Им нужны верные жёны, которые не бросают мужей в трудный час. Ждут их. Вот и всё».

Как всё просто и понятно… Однако, к сожалению, Ольга этого не восприняла. Напористость, целеустремлённость Ожогина, его полная уверенность в своей правоте оказались для неё убедительнее рассуждений мужа.

 

5. С лукавым — по лукавому…

Логика, в какой-то степени тоже имеет божественное происхождение, ведь не случайно она происходит от слова «Логос», то есть слова, которым обозначают Бога.

Как способ мышления, логика, казалось бы, очень даже необходима человеку. Однако, как говорил апостол Павел: «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Когда человек поступает по своей, а не по Божьей логике, то она начинает обладать им, как возобладала над Ольгой. И тогда человек так или иначе поступает не по совести.

Это происходит у нас на каждом шагу. Например, подавая милостыню, мы проходим мимо того нищего, который курит, или же находится в похмельном состоянии. Мы поступаем по логике «зачем им подавать, всё равно прокурят, да пропьют». Но, прислушайтесь к совести, и она вам подскажет — «ты подай, а уж нищий пусть сам рассудит, как ему поступить, а ты поступи, как учит Господь, Который, как следует из Евангелия: «благ и к неблагодарным и к злым». Но мы, опять же, следуем логике, когда, к примеру, будучи бизнесменами, укрываем налоги. Рассуждаем так: «Всё равно разворуют». А по совести, по-евангельски? «Богу Богово, а кесарю кесарево», — говорил Христос.

Но бывает и исключение из правил. Иногда русскому предпринимателю из-за чиновничьего произвола невозможно отдать «Кесарю — кесарево», потому что это будет означать разорение, уничтожение предприятия и оставление своих сотрудников без куска хлеба. Как же быть в таком случае? Наверное, в самом крайнем случае можно и схитрить. Не секрет, что наши чиновники лукавы. А в Священном Писании говорится: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно…, а с лукавым — по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные уничижаешь» (Пс.15:9-11). Конечно, это высказывание не есть руководство к действию, поэтому выбор, как поступить оставим на совести тех предпринимателей, которые оказались в тяжёлой ситуации.

С другой стороны сегодня у нас появляется искушение благополучием. Логика учит нас стремиться к материальной обеспеченности, удобствам и комфорту. А как учит Евангелие? «Ищите прежде царствия Божия, и это всё приложится вам» — говорил Христос.

Прагматический подход к жизни — черта протестантского мировоззрения. Это очень характерно для рационального Запада. Но грустно наблюдать, как стремление к личному благополучию утверждается в России. В самом стремлении ничего плохого, конечно же, нет. Но ведь оно становится в нашей стране некоей новой идеологией, в которой благополучие вытесняет благодать. Логика в этой идеологии такова: «Обретём ли мы благодать, нет ли — неизвестно. А благополучия достигнуть можем. Лучше уж синица благополучия в руке, чем журавль благодати в небе».

Поступая по такой логике, мы впадаем в духовную леность. До искания ли нам Царствия Божия?…

А вот отец Андрей поступая по совести, обрёл благодать, будучи в тюрьме. И вознёсся в Царствие Небесное.

 

6. Мученический венец

Находясь в заключении, отец Андрей совершил великое дело — зэки, слушая его, по-иному начинали смотреть на жизнь. Она им уже не казалась совсем пропащей, беспросветной, потому, что отец Андрей на примере благоразумного разбойника сумел убедить их в том, что покаяться и получить прощение у Господа может каждый грешник. Благодаря миссионерству отца Андрея не только заключённые, но и тюремные начальники обретали новый смысл жизни.

В тюрьме же раскрылся и литературный талант отца Андрея. Там он дописал замечательную книгу о Патриархе Тихоне и одном из его восприёмников митрополите Петре (Полянском).

Воля Божия была и в том, чтобы отец Андрей пострадал за Христа и обрёл мученический венец. Когда он привёл к Богу многих заключенных, изменил жизнь колонии в лучшую сторону, закоренелые зэки не простили ему это и смертельно ранили. Причём убивали его те, с которыми отец Андрей вместе организовывал концерты художественной самодеятельности. Музыкально одарённый парень Коля Ёрш и начитанный «патриот» Ким.

Это убедило главного героя повести в том, что искусство само по себе не меняет человека к лучшему. И даже его беседы о Христе оказались для них бесполезны. И тогда его охватил стыд. Этот момент повести очень трогает душу.

Представьте только — человек погибает от рук озверевших зэков, испытывая пред Господом, ни что иное, как стыд и за них и за себя. Отец Андрей исповедал: «Стыдно за Колю Ершова, за Кима, стыдно, что никак не повлиял на их души, а ведь столько говорили, столько вместе были…». Батюшка выжил. Но прожил недолго. После относительного выздоровления отец Андрей дописал своё литературное произведение о Патриархе Тихоне и скончался, продиктовав последнюю строчку.

Повесть Алексея Солоницына очень важна для понимания того, насколько важно согласовывать логику с совестью. Прочитайте её, и убедитесь, что она является хорошим подспорьем в нелёгком выборе как поступать — по совести, или по логике. Судьба Ольги Востоковой станет для вас примером страшных трагических последствий неправильного выбора, а судьба отца Андрея пусть станет ориентиром в том или ином жизненном выборе.

Игорь ЕВСИН

Рубрика размещения Личное мнение. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.