Царь Иоанн Грозный и Стоглавый Собор

иоанн грознСогласно косвенным данным Царь Иоанн Васильевич Грозный был прославлен в 1621 году в лике Святых Русской Православной Церкви, как никто никогда в России не прославлялся. Это прославление имело место в царствование Михаила Феодоровича Романова (1613–1629 гг.) при патриархе Московском и Всея Руси Филарете, 3 марта мы отметили 400-летний юбилей со дня его избрания на царство.

Отец и сын, митрополит и царь, были близки к Грозному Царю по времени и называли его не иначе, как «наш дед». Однако многочисленные и могущественные враги Царя Михаила Фёдоровича из боярской верхушки и высшей церковной иерархии постарались упразднить состоявшееся прославление. Поэтому мы нынче встречаем лишь редкие отголоски того исторического события. В частности, старинные Святцы одного из древних православных монастырей России сохранили запись о «великомученике» Царе Иоанне.

Известно, что Царь Иоанн был отравлен, также как и 18 членов его семьи. Состоявшееся прославление подтверждается и сделанным в своё время письменным закреплением обретения святых мощей Иоанна IV, которое далеко не случайно попало в труды честного историка Церкви, архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского). Царя Иоанна Грозного почитал Государь Император Александр III Миротворец. Он повелел написать икону в напоминание святости своего предка Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля.

Известный подвижник благочестия отец Валентин Амфитеатров показывал в Архангельском соборе Кремля Царю Николаю II книгу с записями чудес по молитвам Царю Иоанну Грозному. Царь тогда сказал: «Немедленно внести в список на канонизацию на соборе вместе с Павлом I». Об этом есть материал в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки. Собору 1917–1918 гг. рассмотреть этот вопрос помешали революционные события. Многие верующие обретают помощь по молитвам к Царю Иоанну Грозному. Особенно он помогает в тех случаях, когда имеет место неправедный суд.

Рассмотрим же исторические свидетельства о личности царя Иоанна Васильевича из многих ныне существующих источников. В исторических заметках сказано, что царевич Иоанн рано стал сиротой. «Только одного доброго друга имел Иоанн в своём отрочестве. Это был митрополит Макарий[1]. Образованный и умный, он составлял в те годы свой знаменитый сборник житий и поучений — «Великие Минеи-Четии” — и обладал огромной библиотекою. Он приохотил умного, живого и деятельного Ивана [Иоанна Васильевича] к чтению и образовал его ум, рано внушив, точнее, объяснив Ивану [Иоанну Васильевичу] понятие о Москве как о Третьем Риме и воспитал в нём желание превратить Великое Княжение Московское в Православное Царство»[2].

Так позднее, в 1551 году, Царь Иоанн Грозный созвал Стоглавый собор по примеру византийских императоров, на котором решались важнейшие государственные и духовные задачи. Стоглаву были представлены царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлёк митрополита Макария и лиц из своего окружения, прежде всего членов Избранной рады. Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нём были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Православной Церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчая книга, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов.

Постановления Стоглава касались архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования, призрения нищих, вдов и сирот, и других вопросов. В царствование Царя Иоанна Грозного строилось много православных монастырей и храмов. На царские средства был возведён Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Царь Иоанн Великим постом хаживал пешком из Москвы к мощам преподобного Сергия и усердно ему молился перед всяким важным делом. Как высокодуховный христианин он сам сочинял тропари и другие церковные песнопения. В наше время сохранились некоторые духовные труды царя Иоанна, которые издавались отдельной книгой.

Проведение Царём Иоанном Грозным Стоглавого собора снимает с благочестивого Государя обвинения в цезаропапизме, единоличном принятии государственных решений и преобладании царской власти над духовной. Царь Иоанн Грозный унаследовал от Византии принцип симфонии власти, по евангельскому примеру Марфы и Марии, чётко выраженном в решениях Стоглавого собора.

Екатерина Василевич

Рубрика размещения Царь Иоанн Грозный.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.