Удивительные истории из жизни святителя Серафима (Соболева)

recheniya_21. МУХТАР

Новопрославленный в Русской Православной Церкви Святитель Серафим (Соболев) родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны.

«Ах, какой серьезный мухтар родился!» — воскликнула мать, увидев свое новорожденное чадо -будущего владыку Серафима. О, какая была в этих словах теплая материнская нежность и солнечная жизнерадостность! Ведь всего несколько часов назад Мария Николаевна в страшных страданиях не могла разрешиться от бремени, и, чтобы спасти ее жизнь, врачи решили сделать операцию извлечения младенца по частям. Какое материнское чутьё и трепетную богобоязненность надо иметь, чтобы, рискуя своей жизнью, родить младенца, которого врачи посчитали мёртвым!

 Младенец был назван Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. Но каким пророческим оказалось мамино определение новорожденного — «мухтар». Впоследствии даже домашние в детстве называли Николая мухтаром, что ему очень не нравилось. И только через много лет, будучи уже архиепископом, этот самый Николай узнал, что по-арабски слово «мухтар» значит «епископ».

 Таким образом, с самого начала жизни провидение Божие определило судьбу владыки Серафима, родившегося при первом ударе колокола в 5 часов утра, 1 декабря 1881 года в Рязани. И позже сам Господь подсказывал ему решения, когда возникали мысли о выборе пути.

 Так, в предпоследнем классе Духовной семинарии он очень захотел хорошо писать сочинения и даже дал обет Богу стать монахом за исполнение этого желания. С этого момента он действительно стал отлично писать сочинения.

После окончания семинарии мать, считая его здоровье слишком слабым для занятий в Академии, приложила все усилия, чтобы сделать его священником. А для этого надо было его женить. Но не было на то воли Божией, и сколько Мария Николаевна ни старалась, ничего у нее не получилось. В конце концов, она сама признала это и сказала Николаю, что не может устроить его судьбу, поэтому пусть он устраивает ее сам. Николай всецело положился на волю Божию, которая привела его к тому, чтобы он поступал в Петербургскую Духовную Академию. И юноша решился на это, несмотря на упущенное время, на неподготовленность к экзаменам. Все, что он успел за оставшиеся до их сдачи 10 дней — это только просмотреть заглавия и подзаголовки и перелистать тысячи необходимых текстов.

 Первый экзамен был письменный, и тема была дана очень трудная, с той целью, чтобы сразу, с первого экзамена, сделать отбор из лучших семинаристов. Многие, прочитав задание, уходили с экзамена. А Николай стал горячо молиться и написал сочинение, повинуясь внутреннему голосу. Многие получили за этот экзамен тройки, двойки и даже единицы. Николаю же, к его собственному изумлению, поставили высший балл.

 Но следующие экзамены были также очень сложными. Накануне экзамена по догматическому богословию Николай, просмотрев 150 билетов, убедился, что хорошо знал только один: «История догмата о святой Троице». Понимая свое безнадежное положение и вспоминая, что дома ждет мать, отдавшая ему последние деньги, Николай стал сильно переживать. Слезы потекли у него из глаз, и вместе со слезами излил он молитву: «Господи, Спаситель мой, Ты милосердный и Всемогущий, сделай так, чтобы завтра билет «История догмата о святой Троице» достался мне». И Господь в точности исполнил его просьбу. Именно просимый билет достался Николаю на экзамене.

 Такая же история произошла и на следующем экзамене, где было уже 250 билетов, а из них он знал только один. Опять со слезами молился Николай ко Господу. И опять Он ему помог. На экзамене Николаю достался именно тот билет, о котором он просил в молитве. Соболев отвечал так хорошо, что профессор решил послать благодарность Рязанской семинарии за блестящего студента. А когда он возвращался на место, то студенты шептали: «Ай да рязанец! Ай да рязанец!»

 После своей смерти в 1950 году владыка Серафим имеет особое дерзновение к Господу в помощи студентам. Так, будучи в 1976 году в Болгарии на поклонении у его гробницы, игумен русского Пантелеимонова монастыря на Афоне Авель, (впоследствии наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии), заметил, что на поклонение епископу Серафиму приходит много молодежи, студентов. Он поинтересовался, с какими просьбами они пришли сюда. «Не с просьбами мы пришли, -мотвечали студенты, — а с благодарностью за чудесную помощь в сдаче экзаменов»…

 2. ДОСИФЕЙ? СЕРАФИМ!

Николай имел особый дар молитвы. Об этом говорит следующий случай. Однажды очень сильно заболела его сестра Варя. У нее пошла носом кровь. Кровотечение было очень сильное и врачи не могли его остановить. Отчаявшаяся мать, заливаясь слезами, сказала Николаю: «Вся надежда на твои молитвы». Николай, видя безнадежное положение, положился на Бога, помолился и перекрестил больную. В этот момент кровотечение совершенно прекратилось.

 В то же время Николай был смиренным настолько, что когда пришло время постригаться в монахи, то он начал мучиться вопросом — достоин ли, причем сомнения одолевали его настолько, что он даже обратился письменно к праведному Иоанну Кронштадтскому, который не дал ему ответа, и к старцу Анатолию Оптинскому. Последний написал, что заочно не может ему ничего посоветовать.

 В грустном раздумье находился Николай, пока Божий промысел не указал ему путь. Однажды, когда он размышлял о том, как разрешить свои сомнения, его озарила мысль — надо обратиться к преподобному Серафиму Саровскому. И Николай, положив земной поклон, взял книгу с жизнеописанием этого святого, помолился и раскрыл ее наугад. Там был описан случай, когда один послушник Глинской Пустыни приехал к преподобному Серафиму, чтобы разрешить вопрос — есть ли воля Божия поступать ему и брату его Николаю в монастырь. На что старец сказал: «Сам спасайся и брата своего спасай.» Конечно, для Николая Соболева это было дивное откровение. С этого момента он уверился, что монашество не только его путь, но и путь его родного брата Миши, ставшего впоследствии архимандритом Сергием.

 При пострижении в монахи Николаю хотели дать имя Досифей. Однако, по-видимому, Саровский старец взял его под благодатное руководство, и Николай был пострижен с именем Серафим. Так в 1908 году на последнем курсе духовной академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, а затем в сан иеромонаха.

 Иеромонах Серафим закончил Духовную Академию в числе лучших студентов, защитив магистерскую диссертацию. 6 сентября 1908 года Учёный совет академии по итогам защиты диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» постановил удостоить иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых испытаний.

 После этого иеромонах Серафим был на разных должностях — начальником Пастырского училища в Житомире, смотрителем Духовного училища в Калуге, инспектором Духовной семинарии в Костроме, ректором Воронежской Духовной семинарии.

 1 октября 1920 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Кафедральном соборе г. Симферополя архимандрита Серафима рукоположили во епископы. Так сбылось пророческое слово матери, которая еще младенцем назвала его мухтар — что значит епископ.

 Вскоре после этого Владыка с отступающими войсками Белой Армии покинул Родину и оказался в Константинополе. В августе 1921 года он был назначен Управляющим Русскими православными общинами в Болгарии. Много потрудился Владыка на духовной ниве в Болгарии. Лично объезжал русские приходы, был попечителем Печерской Крестовоздвиженской гимназии. Сам испытывая материальные трудности, епископ Серафим заботился о бедных и больных, одних устраивал в больницы, других — в инвалидные дома, ходатайствовал о пособиях бедным, а некоторых даже подкармливал у себя.

В Болгарии Владыка основал два монастыря. Один из них — Покровский женский монастырь близ Софии — существует до сих пор и пользуется у болгар особой любовью.

В 1934 году Владыка был возведен в сан архиепископа. Много занимаясь пастырской деятельностью, владыка Серафим не забывал и о литературном даре, которым наделил его Господь. Архиепископ Серафим Соболев был выдающимся богословом. Он горячо, ревностно защищал чистоту Вселенского Православия, невзирая на популярность и авторитет тех лиц, которые впадали в заблуждения или даже ереси. Он критиковал некоторые взгляды на учение Православной Церкви даже бывшего первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Антония (Храповицкого), к которому питал уважение. Ведь именно владыкой Антонием (в то время Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ) в 1934 году епископ Серафим был возведён в сан архиепископа.

 3. ПОДВИГИ И ЧУДЕСА.

 Большим подвижническим трудом владыки Серафима было опровержение учения известнейшего богослова протоиерея Сергия (Булгакова) о Софии Премудрости Божией. Так 1935 году архиепископ Серафим написал диссертацию «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» за что был удостоен звания магистра богословия. В этой работе владыка определил взгляды протоиерея Сергия Булгакова, как «софианская ересь».

Защищая истины Православия, Владыка говорил: «Мои книги — это моя кровь». И действительно, надо было быть подвижником, чтобы прямо выступать против писаний известных и авторитетных церковных личностей, указывая читателям на их заблуждения.

 Впрочем, подвижнической была вся жизнь архиепископа Серафима. Владыка имел слабое здоровье, часто болел, терпел лишения, критику и даже унижения. От воздержания и тяжелых жизненных условий у него развился туберкулез. К тому же его родной брат страдал смертельным недугом. И все-таки святитель находил в себе силы помогать бедным и больным, заботиться о своей пастве, выступать с проповедями, часто совершать архиерейские служения и писать замечательные книги в защиту Православия. В течение жизни он 11 раз прочел все 12 томов житий святых святителя Дмитрия Ростовского. Примеры подвижников Православия придавали ему силы для трудов на ниве Господней. И Бог увенчал святителя, знаменательно определив ему день кончины на праздник Торжества Православия 13/26 февраля 1950 г.

 С той поры в столице Болгарии, в городе Софии, к его гробнице в крипте Русской церкви во имя святителя Николая притекают с молитвою множество паломников. И святитель Серафим чудесно продолжает помогать людям, которые прибегают к его предстательству перед Господом.

Так Представитель Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии архимандрит Филипп (Васильцев) в одном из интервью порталу «Православие и мир» сказал, что свидетельств о такой помощи множество и что одних только зафиксированных посмертных чудес по его молитвам более ста. Называя чудесные случаи по обращению к святителю Серафиму, архимандрит Филипп сказал, что большинство из них — это случаи чудесного исцеления, много исцелений от рака, случаи дарования ребенка, устройства семейной жизни. Кроме того, молитвы к святителю Серафиму помогают школьникам и студентам в сдаче экзаменов, а также избавляют от несправедливых наказаний или увольнений.

 Вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) был рассмотрен 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя. О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Патриарх Кирилл, и многие другие, в числе которых был и митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков).

Как известно члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Теперь вся наша Церковь может правомерно воспевать хвалу новопрославленному святому и молиться «Святителю Серафиме, моли Бога о нас».

 Игорь ЕВСИН, писатель, г. Рязань

Рубрика размещения Личное мнение. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.