Император Павел I и масонство

pavel_i_200_autoПосле того, как летом 1798 года Мальта без боя сдалась французам, Мальтийский орден остался без великого магистра и без места. За помощью рыцари ордена обратились к российскому Царю Павлу I, который, разделяя рыцарские идеалы чести и славы, объявил себя защитником древнейшего духовного ордена.
Павел I был избран великим магистром Мальтийского ордена 16 декабря 1798 года, в связи с чем к его императорскому титулу были добавлены слова «… и Великий магистр ордена св. Иоанна Иерусалимского». В России был учрежден орден Святого Иоанна Иерусалимского. Что же стояло за такими решениями Царя Павла I ?

Во-первых – приобретение Православным русским Царством великих святынь. Из Мальты в Россию были перенесены частица древа Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница Иоанна Крестителя. Они были доставлены в Гатчину и 12 октября 1799 года торжественно внесены в церковь Гатчинского дворца. 9 декабря того же года святыни перевезли из Гатчины в Петербург, где их поместили в придворной церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце. В память об этом событии в 1800 году Священный Синод установил 12 (25) октября праздник в честь «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя».

Во-вторых, Царь Павел I хотел Мальту присоединить к России и создать на ней военно-морскую базу для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы. Император издал указ о принятии острова Мальта под защиту России. А в календаре Академии наук, по указанию императора, остров Мальта должен был быть обозначен «губернией российской империи».

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Евгений Юркевич считает что Император Павел I — пример православно-монархического служения. На формирование его православного сознания, большое влияние оказал митрополит Платон (Левшин). Ученый считает, что наступило время поставить вопрос о канонизации Императора Павла.

Одним из препятствий к этому может стать вопрос об отношении этого Императора к масонам. Историк отметил, что нет документов, подтверждающих членство Павла I в масонской ложе. Во времена его правления принадлежность к масонству была отличительной чертой любого светского человека и так же широко распространена, как, считает ученый, наличие у современных людей мобильных телефонов. Евгений Юркевич считает, что в настоящее время растет почитание Павла I как святого Государя. В его честь уже есть иконы, акафист и житие. Историк напомнил, что Святейший Синод в 1916 году уже ставил вопрос о канонизации Павла I, однако революция не позволила завершить этот процесс.
Предлагаем вашему вниманию видеозапись выступления Евгения Юркевича на конференции «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее».

Рубрика размещения Цари династии Романовых.. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.