Игорь ЕВСИН. Личные качества Царя Алексея Михайловича.

Писатель Игорь Евсин о втором Царе из династии Романовых

431px-Alexis_I_of_Russia_1670-1680s1  Великий молитвенник

 Во второй половине царствования второго Царя из династии Романовых  Алексея Михайловича в России побывал австрийский дипломат А. Мейерберг. Он был просто поражен разнообразием и качеством русских товаров.  В своих записках Мейерберг с изумлением писал:  «В Москве такое изобилие вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да ещё покупаемых по сходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире». Было чему удивляться. Россия только-только пережила последствия Великой Смуты и вела тяжелую войну с Польшей. И вдруг такое! Такова была Божья милость над нашей страной, управляемой благочестивым православным Царем Алексеем Михайловичем. Царем, которого за смирение перед Богом, за мягкость характера, за добродушие, приветливость и тихий нрав народ прозвал Тишайшим. В народе есть поговорка – «яблочко от яблоньки недалеко падает». А отцом Тишайшего Царя Алексея был, как известно, Кроткий Царь Михаил Федорович.

Алексей родился 19 марта 1629 года. И уже с пяти лет отец приставил к нему учителя  Б. И. Морозова, который стал учить мальчика грамоте по букварю. Овладев грамотой, Алексей стал читать Евангелие, Деяния святых апостолов и Псалтырь пророка Давида. В семь лет он научился писать, а девять лет – петь в церковном хоре на клиросе. Для привития любви к музыке царевича обучали игре на музыкальных инструментах.

Уже к 12 годам Царь Михаил Федорович собрал для своего сына библиотеку. В ней имелись не только детские книги-картики «печатные листы» и изданные в Литве учебники «Лексикон», «Грамматика», но также и научная книга «Космография».

Не оставляли молодого царевича и без игрушек. Однако они были со значением. Ему, как будущему Царю и предводителю русского войска, подарили деревянного коня и воинские доспехи «немецкого дела».

Уже в 14 лет царевича торжественно «объявили» народу, как престолонаследника. А после смерти отца в 1645 году шестнадцатилетний Алексей Михайлович вступил на престол через Священное таинство миропомазания. То религиозное воспитание, которое с детства получил Царь Алексей, та  духовная атмосфера, среди которой он жил, выработали в нем качества, которые присущи истинному христу, то есть Божиему Помазаннику.

Свое Царское величие Тишайший Государь приписывал только Богу.  Он ясно осознавал Божественное происхождение Царской власти. «Бог благословил и предал нам, государю, править и рассуждать люди Своя на востоке и на западе, на севере и на юге вправду», — говорил Алексей Михайлович. А в одном из письме из официальной переписки с думскими боярами, признавался: «А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди Его разсудити вправду, всем равно».

Подумайте только – Царь молится о своих боярах, чтоб они правили по правде, в мире и согласии. И как же после такого признания было боярам не править по правде в единодушии со своим Царем, который не только молился за них, но и в быту был приветлив, ласков и добродушен? Потому и бояре и народ искренне любили своего Тишайшего Царя Алексея, так же как в свое время подданные любили его отца Кроткого Царя Михаила.  И впрямь -  в те жестокие, грубые времена таких великодушных и религиозных правителей, какими были первые русские Цари, ни одна страна в мире не имела.

Иностранный посол, живший в России при Алексее Михайловиче, писал о нем так: «Царь  одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями, он покорил себе сердца всех своих подданных, которые столько же любят его, сколько и благоговеют перед ним… он такой Государь, какого бы желали иметь все христианские народы, но немногие имеют».

Какой же конкретно была жизнь Алексея Михайловича, за которую его так любили подданные? Если сказать кратко, то она являла собой образец простоты, скромности. Каждая из трех Царских палат была всего три сажени в длину и столько же в ширину. А ведь это по объему равнялось обычной крестьянской избе!  Да и убранство Царских палат мало отличалось от крестьянских изб. Те же столы, полати, лавки вдоль стен, та же утварь. Если бы не Царское кресло в одной из комнат, то можно было бы подумать, что здесь живет обыкновенный, хотя и весьма богатый крестьянин. «А мне грешному, здешняя честь, аки прах» — говорил с христианским смирением Алексей Тишайший.

Да и стол Царский мало отличался от крестьянского. Та же посуда, та же утварь, те же блюда – щи, каша, ржаной хлеб, «коричная» вода и овсяная брага. По праздникам на трапезу подавали  немного вина. А если шел пост, то и этого ничего не было. Например, Великим постом Алексей Михайлович вкушал только черный хлеб с солью, соленые грибы да огурцы. А обедал лишь три раза в неделю: в четверг, субботу и воскресенье. А каков был молитвенный настрой Царя! В исследовании «Домашний быт русских  царей  в XVI и XVII столетиях» историк Иван Забелин приводит свидетельство иностранца о том, что Алексей   Михайлович во время поста молился в храме по пять-шесть часов. Иногда клал по тысяче земных поклонов, а в большие праздники полторы тысячи!

Вот что пишет Забелин об общем распорядке дня Царя Алексея Михайловича: «Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий, при пособии спальников и стряпчих, подавал Государю платье и одевал его. Умывшись, Государь тотчас выходил в Крестовую палату, где его ожидали духовник или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял Государя крестом, возлагая его на чело и ланиты, причем Государь прикладывался ко кресту и потом начинал утреннюю молитву; в то же время один из крестовых дьяков поставлял перед иконостасом на аналое образ святого, память которого праздновалась в тот день. По совершении молитвы, которая продолжалась около четверти часа, государь прикладывался к этой иконе, а духовник окроплял его святою водою…

После моленья крестовый дьяк читал духовное слово — поучение из особого сборника «слов», распределенных для чтения в каждый день на весь год… Окончив крестовую молитву, государь, если почивал особо, посылал ближнего человека к царице в хоромы спросить о ее здоровье, как почивала? Потом сам выходил здороваться с нею в переднюю или столовую. После того они вместе слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню».

Со своей супругой Царицей Maрией Ильиничной Царь Алексей душа в душу. Говоря о взаимоотношениях Алексея Михайловича с домашними историки отмечают, что он был прекрасным семьянином. В доме все вопросы решались по любви и согласию.   Алексей Тишайший старался создавать в семье такую атмосферу, чтобы всем на душе было светло и радостно.

А как же Царь земли русской вершил государственные дела? Все дела решались после ранней молитвы в домашней Крестовой церкви. «С утра же рано собирались во дворец все бояре, — пишет Забелин, — думные и ближние люди, чтобы «челом ударить государю» и присутствовать в Царской Думе. Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, государь в сопровождении всего собравшегося боярства шествовал, в часу девятом, к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в храм или монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в таких случаях были гораздо торжественнее.

После обедни, в комнате в обыкновенные дни государь слушал доклады, челобитные и вообще занимался текущими делами. Заседание и слушание дел в комнате оканчивалось около двенадцати часов утра. Бояре, ударив челом государю, разъезжались по домам, а государь шел к столовому кушанию, к которому иногда приглашал некоторых из бояр, самых уважаемых и близких. Оканчивая день после вечернего кушания, Государь снова шел в Крестовую и точно так же, как и утром, молился около четверти часа».

Так жил русский  Царь, подавая и боярам и простым крестьянам личный пример веры, благочестия и трудолюбия. Своими молитвами он соединялся со всем народом, как отмечал митрополит Иоанн (Снычев)  « связью самой глубинной и прочной из всех возможных».

Однако при неуклонном  исполнении церковных обрядов Алексей Михайлович так же неуклонно и тщательно исполнял свое Царское служение. Думские документы и челобитные он читал лично. Сам писал или редактировал многие важные указы и первым из русских  царей  стал собственноручно их подписывать.  Алексей Михайлович  принял самое активное участие в создании первого в России государственного законодательства, именовавшегося «Уложением» или «Сводом законов». Это был обширный документ охватывающий различные сферы жизни государства и народа. Уложение состояло из 25 глав, разделенных на 967 статей. В его подготовке участвовала целая комиссия, назначенная Земским Собором. Причем первое русское законодательство было создано не для частного употребления членов государственной и общественной элиты. Царь Алексей Михайлович постарался донести его до самых широких масс. Сразу после создания в 1649 году Уложение было издано три раза. С 1650 по 1654 годы в разных городах России было продано 1173 экземпляра. По тем временам это был просто огромный тираж. А ведь кроме этого издавалось и распространялось множество  частных законоположений, призванных упорядочить русскую жизнь.

Помимо законодательного просвещения, Алексей Михайлович заботился и о духовном просвещении. При нем массовым тиражом была издана Кормчая книга и окончательно утверждено дело исправления богослужебных книг.

Будучи высокообразованным человеком своего времени, Царь Алексей Михайлович живо интересовался европейской прессой. Лично для него посольский приказ переводил статьи из иностранных газет. Одна из статей настолько заинтересовала его, что он зачитал ее боярам на Думском заседании. В ней говорилось о горьких плодах английской революции, свергнувшей и уничтожившей английского короля.

В 1665 году для регулярной доставки в Россию иностранных газет по указу Алексея Михайловича была создана первая регулярная почтовая линия, связавшая Москву с Ригой, а через неё с почтовой системой Европы.

 2. Великий правитель

 Будучи державным правителем, Царь Алексей понимал, что за возвращение исконно русских земель, отторгнутых Польшей, придется повоевать. А чтобы война стала успешной необходимо укрепить армию. И потому он лично занялся вопросами организации армии, и ее военным оснащением. Алексей Михайлович написал штатное расписание рейтарского полка, и даже лично создавал чертежи пушек. Об этом свидетельствует Секретарь датского посольства Андрей Роде, в своем дневнике от 11 апреля 1659 года.

В 1647 по указу Царя был опубликован устав для солдатских полков, носивший название «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей». Он представлял собой военный Устав и курс по военной тактике и стратегии.

Со временем русская армия укрепилась настолько, что когда Малороссия (Украина) под руководством Богдана Хмельницкого решила войти в состав России, то Алексей Михайлович принял ее в свое царство. Хотя он понимал, что при этом придется вступить в войну с Польшей, владевшей большой частью Украинских земель и исконно русскими городами Смоленском, Вильно и Ригой. А когда война началась, Царь лично возглавил военный поход против поляков. Это был первый русский наступательный поход на запад со времен княжеских походов Киевской Руси. С православными знаменами на которых был изображен Иисус Христос, с личными и общецерковными молитвами об «одолении супостата» Царь Алексей Михайлович выиграл войну.

В 1654 году к России были присоединены земли восточной Белоруссии, северной Малороссии и южной Литвы.

Расширялись и осваивались при Алексее Михайловиче и земли Сибири, вошедшие в состав России еще при его отце. Там были основаны такие крупные города, как Симбирск, Нерчинск, Иркутск, Пенза, Селенгинск.

Окрепла и возвысилась Россия при Царе Алексее Михайловиче. При глубоко верующем и образованнейшем правителе интересовавшемся не только политикой (Царь лично вел внешнеполитические переговоры) и военным делом. Как человек он любил и различные развлечения  — соколиную охоту, театральные представления. Занимался писательством, написав мемуары, о военных походах портив Польши.

Добродушный, приветливый ко всем, он недаром получил название «Тишайший». Даже внешне он располагал к этому названию. По описанию современников у него на приветливом румяном лице светились лаской голубые глаза. И при этом не терялась серьезность и важность, приличествующие Царю. Царское величие подчеркивала и чинная величавая осанка. Да и Тишайшим он был при неукоснительном исполнении его Указов или же просьб. Когда же этого не происходило, случались и вспышки Царского гнева. Но помнил Алексей Михайлович слова Священного Писания «гневайтесь, но не согрешайте». И потому всегда сменял гнев на милость и собственноручно одаривал подарками тех на кого он гневался, либо из-за вспыльчивости сам обижал. Причем не только словами обижал, но чувствительными тумаками. Однако вскоре же и  просил прощения у своих подданных самодержавный, облеченный высшей властью русский Царь. Вот какой пример истинного христианского смирения он подавал этим всему народу!

Понимание священности царской власти Тишайшим Алексеем сказалось на его правлении, как на одном из лучших в истории России. Как заметил митрополит Иоанн (Снычев) «царствование  Алексея   Михайловича  являет собой взору внимательному и пытливому поучительную картину того, сколь плодотворно сказывается на жизни государственной неспешное, тихое, религиозно осмысленное самосознание власти. Несмотря на раскол, несмотря на драматическую судьбу патриарха Никона и кризис русской «симфонии властей», царствование это можно назвать одним из самых плодотворных и удачных в русской истории…

Именно  Алексей   Михайлович  окончательно возвращает России земли Малороссии, отторгнутые от нее враждебными соседями в лютую годину татарского нашествия. Именно он ведет с Польшей — давним и непримиримым врагом Руси — необыкновенно трудную войну и оканчивает ее блестящей победой. Именно он, получив в наследство страну бедную, еще слабую силами и средствами после Смутного времени, но уже стоящую перед лицом множества государственных и общественных задач, начинает эпоху реформ, причем реформ неторопливых и продуманных, захвативших области юридическую и экономическую, военную и религиозную».

Царь Алексей Михайлович навсегда остался в истории, как образец глубоко верующего государственного правителя, монарха, который и в государственной деятельности и в домашнем быту был примером благочестия для всех своих подданных. Вот почему когда  29 января 1676 года он скончался, вся Русь впала в великую печаль. Русский народ искренне рыдал и плакал, потому что потерял батюшку Царя. Батюшкой принято называть родного отца или священника. Начиная с Алексея Михайловича батюшками стали называть еще и русских Царей.

Рубрика размещения Цари династии Романовых. метка . закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.