Маршал Жуков и поэт Есенин

Маршал Жуков и поэт Есенин
Интервью дочери великого полководца Марии Жуковой писателю Игорю Евсину.

И.В. – Мария Георгиевна, для начала скажу, что имя вашего отца сопровождало меня с детства, еще с тех времён, когда я, деревенский мальчишка играл в войну. Пом-ню, собирал ватагу ребятишек, назначал себя маршалом Жуковым (а в заместители брал «Суворова» и «Кутузова») и шёл «войной» на неприятелей из соседней деревни. Ни тогда, ни потом мне и в голову не могла прийти мысль, что когда-то буду знаком с дочерью великого полководца. Потому я был просто изумлен тем, что именно вы стали редактором моей книги «Сергей Есенин. Путь к Богу», вышедшей в издательстве Сретен-ского монастыря. Расскажите, как вы стали работать в издательстве и почему, насколько я понял, с искренним интересом редактировали мою книгу?

М.Г. — Я родилась в 1957 году в Москве. Закончила Московский Государственный институт Международных отношений, но по специальности не работала, чувствуя, что это не мое. Занималась архивом отца, общественной работой, связанной с его памятью, публикациями. По-настоящему нашла себя только тогда, когда стала писать книги и ра-ботать редактором в издательстве Сретенского монастыря.
Желание работать с книгами мне, наверно, передалось от отца. В юности он меч-тал работать в типографии (интересно отметить, что Сергей Есенин начинал свою дея-тельность с работы корректором в типографии Сытина). Мечта отца не осуществилась, но его тяга к книгам передалась мне. Удивительно! Вот уже более 20 лет я работаю редак-тором.
Что же касается, Игорь Васильевич, вашей книги о Есенине, то она мне показа-лась не просто интересной, но и нужной, необходимой в наше время, когда искажение истории, более того, нелюбовь к нашей Родине, к ее истории, презрение к прошлому нашего народа открыто проявляются в массовой литературе. А маршал Жуков и поэт Есе-нин — это же яркие представители русского народа. Великие личности. И чтобы очер-нить нашу великую историю, противники России пытаются очернить великих людей. Вот уже четверть века против нас ведётся идеологическая война, и мы должны отстаивать свою историю, отстаивать таких личностей, как поэт Есенин и маршал Жуков.

И.В. – И до великого полководца добрались?!

М.Г. – Увы! Ложь, хула, клевета… Как и Сергей Есенин, Георгий Жуков сполна ис-пытал на себе их тяжесть при жизни, не оставили они его и после смерти. Очернители нашей истории сочиняют о нем, как и о Есенине, клеветнические книги, ставят клевет-нические фильмы. В современной литературе и современном кинематографе образа маршала Жукова нет. Есть инсинуации, есть дешевые поделки… Фильм «Освобожде-ние», образ, который создал М.А. Ульянов — вот и всё, что можно смотреть. А ещё видео интервью отца Константину Симонову. Кто хочет увидеть, каким был Жуков, надо в первую очередь посмотреть его. Ведь уже по разговору, лицу, глазам, жестам можно су-дить о человеке… В кадрах этого интервью отец просто прекрасен!
А вот в литературе… Правду об отце ведущие издательства издавать не хотят. Не издаются книги соратников отца, то есть тех, кто хорошо знал его по войне, по ратным трудам. Даже книгу о любви моих родителей с их подлинными письмами я издать не могу, ей просто закрыт ход!
Конечно, не всегда это происходит по идеологическим причинам. О проявлениях хулы и клеветы на великие исторические личности замечательно сказал философ Иван Ильин: «Лакейским душам свойственно поднимать клеветнические сплетни вокруг больших людей. Чем значительнее гениальный человек, чем могущественнее льющий-ся на него свет, чем большая сила блага, красоты и правды излучается из него — тем нестерпимее становится его облик для натур слепых, тщеславных и зависимых… И бы-вает так, что чем божественнее луч, который светит сквозь человека, тем сильнее плещут вокруг него страсти злодейских натур».

И.В. – Порой я даже нахожу схожесть фабрикаций клеветнических книг и фильмов о маршале Жукове и поэте Есенине. А была ли у них какая-то схожесть по жизни?

М.Г. – Они были почти ровесниками (Есенин старше Жукова всего на год). У отца с Есениным было одинаковое крестьянское происхождение, похожее детство:
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет…
В то время в русской крестьянской семье только помолясь Богу садились за стол, принимались за работу, решали важные дела, ложились спать.
Вы, Игорь Васильевич, в своей книге пишете о том, как учился Есенин в церковно-приходской школе. Вот и мой отец прошел такое же обучение. В церковно-приходской школе преподавался Закон Божий (фрагменты из Священной истории Ветхого и Нового Завета в доступной детям форме, церковнославянская грамота, краткий катехизис, мо-литвы, церковное пение). О годах учебы у отца остались самые теплые воспоминания. Георгий учился на «отлично» и окончил школу с похвальным листом. И ведь Есенин точ-но так же учился и окончил школу, получив «Похвальный лист», который сейчас выстав-лен в доме-музее села Константиново.
Так же, как и Есенин, отец бывал на церковных службах. В субботние дни ходил на всенощную, а в воскресные — на литургию. «В большие праздники, — вспоминал он, — хозяин (так он называл родного дядю, у которого учился на скорняка) брал нас с со-бой к обедне в Кремль, в Успенский собор, а иногда и в храм Христа Спасителя».
Архимандрит Кирилл (Павлов) в письме ко мне о вере Жукова в Бога сказал так: «О Георгии Константиновиче я слышал от настоятеля храма Новодевичьего монастыря, что на Большой Пироговке, протоиерея отца Николая Никольского. Маршал Жуков при-ходил в их храм, и однажды он дал отцу Николаю деньги на поминовение, а отец Нико-лай спросил его: «А кого поминать?» Георгий Константинович сказал: «Всех усопших во-инов…»
А вот и другое свидетельство о верующей душе Георгия Константиновича прото-иерея отца Анатолия, фамилию его сейчас не помню… Однажды при разговоре он пове-дал нам, что во время войны был в звании генерал-майора, а когда война кончилась, он ушел в отставку, а затем принял сан и служил клириком Ижевского собора.
Во время войны, говорил отец Анатолий, я как генерал встречался с маршалом Жуковым, беседовал с ним, и однажды во время беседы я его спросил, верует ли он в Бога. «Жуков мне ответил — говорит отец Анатолий, — я верю в Силу Всемогущественную, в Разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоня-юсь перед этим». А отец Анатолий, а тогда генерал-майор, и говорит Жукову Г. К.: «То, что Вы признаёте, и есть Бог».
То, что в душе своей Георгий Константинович чувствовал Бога — это бесспорно. Другое дело, что он, может быть, не мог это свое чувство выразить словами, потому что вера в Бога в то время была в поношении, в загоне, и ему как высокопоставленному начальнику надо было соблюдать осторожность, так как тогда кругом торжествовали атеизм и безбожие…
Печать избранничества Божия на нем чувствуется во всей его жизни. С глубоким уважением и любовью к Вам. Архимандрит Кирилл».
Письмо это я опубликовала в своей книге «Маршал Жуков — мой отец».

И.В. – То, что сказал старец Кирилл о маршале Жукове в полной мере можно отне-сти и к поэту Есенину. В моей книге приводится много примеров таких же по смыслу ци-тат авторитетных православных архиереев и священников о вере Есенина в Бога, кото-рую он сохранил до конца жизни, проходя через искушения и падения.
Но вот что еще сближает маршала Жукова и поэта Есенина, так это то, что они оба участвовали в Первой Мировой войне и были на фронтах Великой Отечественной. О значении поэзии Есенина в годы войны 1941-1945 гг. написаны целые книги. Одни их названия говорят сами за себя «В. Сафонов. Есенин на фронтах Великой Отечествен-ной», «Б. Стыркович. С Пушкиным и Есениным по огненным дорогам Великой Отече-ственной войны». Стыркович, участник войны, пишет о том, что видел сам. Так, в своей книге он рассказывает о том, как политруки читали стихи Есенина бойцам и пред атакой, и после боя, и в госпиталях, и в блиндажах, и в землянках. В музее-заповеднике С.А. Есенина в Константинове выставлены переписанные в солдатские тетради целые сбор-ники Сергея Есенина, которые прошли с бойцами через огонь Великой Отечественной войны. «Иду в бой за Родину! За Есенина!» – такую карандашную надпись можно уви-деть на титульном листе одной из есенинских книжек в экспозиции музея в Константи-нове. Вот насколько есенинская поэзия поднимала дух русских людей. Ветеран Великой Отечественной войны Ф.Г. Канадцев сказал об этом так: «Стихотворения Сергея Алек-сандровича были необходимы солдатам, как хлеб, только для души. Он помогал нам оставаться людьми на войне».
Легендарный лётчик, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин писал: «Сергей Есенин, как патриот родной земли, шел с нами в бой и помогал громить врага. Любовь к родной стране, чудесная лирика, доходящая до самого сердца и ума, сопут-ствовали в годы войны и послевоенные годы моей трудовой и боевой жизни…»
И таких свидетельств участников Великой Отечественной войны очень много. Да и сама тема значения есенинской поэзии в годы войны достаточно обширна и те, кто ей интересуется могут почитать вышеупомянутые книги.
Здесь же, Мария Георгиевна, хочется спросить о том, как в вашей семье относи-лись к Есенину в мирное время, после войны? Читал ли его стихи ваш отец, маршал Жу-ков?

М.Г. – Да, читал. У нас дома была большая библиотека, кроме того, отец постоян-но выписывал новые, выходившие из печати книги. А тогда Есенина стали издавать массовыми тиражами. Песни на его стихи исполнялись везде и всюду. И у нас дома они звучали, мы слушали пластинки с песнями на стихи Сергея Есенина. Любил отец есе-нинскую песню: «Не жалею, не зову, не плачу».
Вообще Георгий Константинович много читал, любил произведения Толстого, Шолохова, Твардовского. И мне он постоянно напоминал о необходимости читать клас-сику. Помню, как по вечерам мы с ним читали рассказы Чехова. С большой теплотой вспоминаю эти минуты… Я читаю, а над какими-то шутками мы вместе смеемся… Как прекрасно было это семейное чтение вслух! В последние годы жизни отец с интересом читал стихи Расула Гамзатова.
Георгий Жуков, как и Сергей Есенин, очень хорошо знал и высоко ценил народ-ный язык. Его речь была образной, сочной. Георгий Константинович был немногосло-вен, четко формулировал мысли, точно подбирал слова. С любым человеком он находил нужный язык: с крестьянином или солдатом свой, с академиком — свой, с музыкантом — свой. И никогда не слышала я от него «гнилых» слов или пустых разговоров.

И.В. – Искренне благодарю вас, Мария Георгиевна за беседу и за редакторскую работу над моей книгой «Сергей Есенин. Путь к Богу». Думаю, мы не зря потрудились. И очень важно, что книга получила гриф Издательского совета Русской Православной Церкви. Примечателен и тот факт, что эта книга была подарена настоятелем Константи-новского Казанского храма протоиереем Александром Куропаткиным премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.
А в заключение хочу рассказать про один замечательный случай, произошедший после выхода книги в свет. Один молодой рязанец (не стану здесь называть его имя), долго думал, надо ли ему креститься. Он из семьи творческих интеллигентов, а таковые, как известно, с большим трудом решаются на столь ответственный шаг. Так вот этот мо-лодой человек принял решение покреститься после прочтения книги «Сергей Есенин. Путь к Богу». Он говорил, что на такое решение его подвигла эта книга, вдохновил при-мер веры в Бога великого русского поэта.
Думается, Мария Георгиевна, что это лучшая оценка наших трудов над книгой о Есенине. Благодарю вас за сотрудничество, благодарю за это интервью.
Подробнее: http://www.zyorna.ru

Рубрика размещения Колонка писателя Игоря Евсина. Закладка постоянная ссылка.

Comments are closed.